Финансовая система представляет собой сложную сеть институтов, инструментов и рынков, посредством которых осуществляется обмен финансовыми активами между экономическими агентами. Система играет решающую роль в обеспечении финансового посредничества и эффективного распределения финансовых ресурсов, необходимых для экономического роста. Она функционирует на основе финансовых отношений и состоит из ряда взаимосвязанных подсистем (рис.1):
1. Финансовые рынки: это платформы, на которых происходит купля-продажа финансовых активов, таких как акции, облигации, валюта и производные финансовые инструменты. Финансовые рынки обеспечивают ликвидность, ценообразование и позволяют участникам хеджировать риски.
2. Финансовые учреждения: это организации, которые специализируются на предоставлении финансовых услуг, таких как кредитование, инвестирование, страхование и управление активами. Они играют роль посредников между заемщиками и кредиторами, помогая распределять финансовые ресурсы на основе оценки рисков и доходности.
3. Регулятивные органы: это государственные учреждения, которые отвечают за регулирование и надзор за финансовой деятельностью. Их целью является обеспечение стабильности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также предотвращение финансовых кризисов.
4. Финансовые инструменты: это различные виды финансовых активов, таких как акции, облигации, опционы, фьючерсы и деривативы. Финансовые инструменты используются для управления рисками, хеджирования, получения дохода и инвестирования.
Рис.1
Финансовая система Российской Федерации представляет собой сложную и многогранную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Ее основными звеньями являются:
1. Государственный бюджет. Это основной финансовый план страны, который определяет доходы и расходы государства на определенный период времени, обычно на год. Государственный бюджет утверждается правительством или парламентом и является законом, обязательным для исполнения всеми органами власти. Доходы бюджета формируются за счет налогов, пошлин, сборов, продажи государственного имущества и других источников. Расходы бюджета направляются на финансирование государственных программ, проектов, социальных программ, обороны, инфраструктуры, образования и других областей. Государственный бюджет играет важную роль в экономической жизни страны, так как он определяет, какие проекты будут финансироваться, и какое количество денег будет направлено на каждый из них. Он также имеет значительное влияние на налоговую политику и экономический рост.
2. Внебюджетные фонды - это специальные финансовые структуры, обособленные от государственного бюджета, которые формируются из обязательных платежей и предназначены для финансирования определенных государственных программ и социальных нужд. Внебюджетные фонды создаются законодательными актами и действуют в рамках установленных правовых норм. Финансирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных платежей, таких как страховые взносы, налоги, пошлины и сборы. Эти платежи поступают в соответствующие фонды напрямую от плательщиков или через налоговые органы.
В России наиболее значимыми внебюджетными фондами являются:
- Социальный фонд (СФР) заменил два других — Пенсионный (ПФР) и социального страхования (ФСС):
- осуществляет пенсионное обеспечение граждан, выплачивает пенсии, пособия и другие социальные выплаты.
- предоставляет социальное страхование и обеспечивает социальную защиту работников и их семей в случае временной нетрудоспособности, материнства и детства, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - обеспечивает реализацию обязательного медицинского страхования, финансирует медицинскую помощь гражданам в рамках программы государственных гарантий.
3. Государственный кредит - это форма заимствования денежных средств государством у других стран, международных организаций, частных инвесторов или внутри страны через эмиссию облигаций и других инструмнтов. Он может быть использован для финансирования различных государственных программ, проектов, инфраструктуры, а также для погашения долгов.
Существуют два основных типа государственного кредита: внутренний и внешний. Внутренний кредит предусматривает получения заемных средств внутри страны, а внешнего кредит - у иностранных кредиторов. Внешний кредит может быть получен в различных валютах, и его выплаты обычно осуществляются в соответствующих валютах.
Государственный кредит может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он позволяет государству финансировать свои программы и проекты и обеспечивать экономический рост. С другой стороны, это может привести к увеличению государственного долга и росту процентных платежей по кредиту.
Государственный кредит также имеет важное значение для экономической безопасности страны. Например, кредиты от международных организаций могут быть предоставлены в целях помощи развивающимся странам и иметь цель сокращения бедности, устранения небалансов в экономике и повышения уровня жизни.
4. Фонды страхования играют важную роль в современной финансовой системе. Они обеспечивают финансовую защиту для физических и юридических лиц, помогая им справляться с непредвиденными расходами, связанными с различными рисками. Фонды страхования делятся на два основных вида: государственные и частные.
Государственные фонды страхования создаются и регулируются государством, и они предназначены для предоставления обязательных видов страхования, таких как медицинское, пенсионное и социальное страхование. Эти фонды формируются за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых гражданами и работодателями.
Частные фонды страхования являются коммерческими организациями, которые предлагают различные виды страховых услуг на добровольной основе. Эти фонды формируются за счет страховых премий, уплачиваемых клиентами, и их основная цель - получение прибыли.
Одной из основных задач фондов страхования является накопление и управление резервами, которые используются для выплаты страховых компенсаций при наступлении страховых случаев. Эти резервы формируются за счет страховых взносов и инвестиционного дохода.
Фонды страхования также играют важную роль в управлении рисками. Они оценивают риски, связанные с различными видами страхования, и принимают меры для их снижения. Это может включать в себя инвестирование в проекты, направленные на снижение риска, такие как противопожарная безопасность или строительство сейсмостойких зданий.
5. Фондовый рынок представляет собой организованную систему, в рамках которой происходит торговля ценными бумагами, в первую очередь акциями и облигациями, а также производными финансовыми инструментами (опционами, фьючерсами и т.д). ФР является неотъемлемой частью финансовой системы и выполняет ряд важных функций:
1. Мобилизация сбережений и инвестирование в экономику: фондовый рынок позволяет компаниям привлечь капитал для финансирования своего развития, а инвесторам - вложить свои сбережения в активы с потенциалом роста и получения дохода.
2. Перераспределение финансовых ресурсов: ФР обеспечивает перераспределение денежных средств от тех, кто имеет сбережения, к тем, кто в них нуждается для инвестиций.
3. Ценообразование активов: ФР устанавливает цены на ценные бумаги, что отражает их стоимость и позволяет инвесторам принимать обоснованные решения о покупке или продаже.
4. Диверсификация и управление рисками: ФР предлагает широкий спектр активов, что позволяет инвесторам диверсифицировать свои портфели и снизить риски, связанные с отдельными инвестициями.
5. Ликвидность: ФР обеспечивает ликвидность активов, что дает инвесторам возможность быстро и эффективно покупать и продавать ценные бумаги при необходимости.
Подводя итог, можно сделать вывод, что финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Список литературы
- Сысоева Е. Ф. Финансы, деньги, кредит, банки. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2021
- Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
- Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 496 с.