В современных, динамически изменяющихся условиях развития общества на первый план стают вопросы формирования не только профессионала в определенной области, а также развития самостоятельной, активной, творчески развитой, культурной личности. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры» обладающего социальной компетенцией.
При рассмотрении понятия социальная компетенция необходимо опираться на методологию педагогики и методологию образования. Для формирования социальной компетенции также необходимо учитывать принципы воспитания и обучения, которые А.А. Радугин справедливо называет принципами воздействия на личность. Данные принципы являются связующим звеном между педагогической теорией и образовательной практикой [3].
Х. Шэпер дает определение «компетенции» как «комбинации таких имеющихся (или потенциально возможных) когнитивных, мотивационных, моральных и социальных умений личности, которые лежат в основе успешного овладения предметом посредством соответствующего понимания и решения (выполнения, достижения) ряда требований, заданий, проблем и целей» [2].
Понятие «социальная компетентность» не имеет в науке четкого определения и находится в процессе уточнения. При этом имеется большое количество толкований.
Так, немецкий исследователь Ф. Петерманн выдвигает ряд положений, подчеркивающих сложность исследования данного феномена:
– на сегодняшний день отсутствуют возрастные модели социальной компетентности;
– при определении социальной компетентности не учитываются такие факторы, как привлекательность человека, ухоженность, одежда, физические умения;
– очень трудно диагностировать социальную компетентность;
– отсутствуют разработки, обосновывающие влияние социального взаимодействия на развитие социальной компетентности.
И.Зимняя, ставит акцент на следующие позиции:
– социальная компетентность предполагает взаимодействие человека в социуме;
– содержание социальной компетентности включает знание «что» и «как», т.е. средств и способов взаимодействия;
– социальная компетентность имеет компонентный состав;
– социальная компетентность обладает возрастной динамикой и возрастной спецификой [1].
Формирование социальной компетенции в образовательном пространстве вуза строится на системе принципов:
- Принцип фундаментализации. Данный принцип основывается на фундаментальном изучении дисциплины педагогом. Принцип социальности. Данный принцип строится на изучении вопросов становления личности, развитии социальных качеств будущего специалиста а также индивидуальности и воспитания.
- Принцип интегративности научно-теоретической и практической деятельности в формировании социальной компетентности студентов.
- Принцип интенсивности процесса формирования социальной компетентности студентов в педагогическом процессе.
- Принцип полисубъектности культурно-образовательной среды вуза.
- Принцип единства индивидуализации и социализации при формировании социальной компетентности студентов предполагает учѐт условий и факторов развития личности.
- Принцип педагогической поддержки и педагогического сопровождения.
- Принцип работы «в команде».
- Принцип оптимизации использования педагогической технологии, включающий органическую взаимосвязь социального содержания программного учебного материала с интерактивной методикой (инновационными методами, приемами, средствами и формами), субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов в педагогическом процессе является важным фактором повышения эффективности и качества формирования социальной компетентности студентов [5].
Формирование социальной компетенций происходит во всем образовательном пространстве вуза, важнейшей педагогической составляющей которого является внеучебная, в том числе культурно-досуговая деятельность студентов.
В рекомендациях Министерства Образования РФ по организации внеучебной деятельности студентов акцент делается именно на создание полноценной педагогически воспитывающей среды формирования высоконравственной, граждански ответственной личности, на поиск и внедрение новых технологий, форм и методов этой составляющей образовательной деятельности вуза [4].
Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих этой демографической группе социально-психологических особенностей «молодёжного сознания». Культурно-массовая деятельность студенческой молодежи – это не только отдых и развлечение, но и активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения так культурно-массовая деятельность вуза имеет потенциал для развития социальной компетентности студента: ориентация на выбор позитивного образа жизни, самостоятельное принятие решений, осуществление целей, умение сотрудничать с другими людьми, эмоциональное переживание радости жизни, способность к самоконтролю, самооценке, рефлексии, уверенности в собственных силах, развитие индивидуальности [3].
В заключение следует отметить, что отечественная система профессионального образования нуждается в обновлении теоретико-методологических основ образовательного процесса в вузе как на уровне стратегических целей образования, его закономерностей и принципов, так и на уровне педагогических технологий подготовки студенческой молодежи к профессиональной деятельности в меняющемся социуме. Предложенная система принципов отражает основные идеи нашей концепции формирования социальной компетентности будущего специалиста и может способствовать обеспечению в образовательном процессе социального и личностно-ориентированного контекстов обучения и воспитания.
Список литературы
- Абдуразаков, М.М., Шафранова О.Е. Развитие субъектности преподавателя высшей школы как задача его непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика, № 6 (27), 2015. – С. 90-99.
- Вачков, И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы Экономики, № 2, Т. 11, 2014. – С. 36-50.
- Вачкова, С. Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников / С. Н. Вачкова // Социальная психология и общество. - 2014. Т. 5. № 4. - С. 135–144.
- Кондаков, А.М., Сергеев И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу // Педагогика, № 6, 2020. – С. 5-23.
- Ромм, Т.А. Теоретическая концептуализация социального воспитания в современной педагогике / ТА. Ромм // Вестник КГПУ, № 1, 2012. – с. 110-114.