В современном мире межпоколенческие барьеры в коммуникации становятся все более актуальной проблемой, особенно в школьной среде. Барьеры могут быть вызваны различиями в ценностях, культуре, способах восприятия мира между субъектами образовательного процесса. Что в свою очередь приводит к недопониманию и конфликтам между субъектами образовательного процесса, которые могут серьезно влиять на атмосферу в школе, образовательный и воспитательный процесс и психологическое благополучие детей. Чтобы предотвратить возникновение и эффективно преодолеть межпоколенческие разногласия, необходима комплексная профилактика.
Прежде всего, важно обращать внимание на формирование уважительного отношения к каждому ученику независимо от его возраста. Учителя и родители должны уделять внимание развитию эмпатии, толерантности и умению слушать друг друга. Также следует проводить различные мероприятия и тренинги, направленные на формирование коммуникативных навыков и укрепление дружеских связей между учениками разных возрастов.
Особое внимание следует уделить работе с предвзятыми представлениями о других поколениях. Школа должна способствовать осознанию и пониманию культурных различий, ценностей и общих интересов учеников разного возраста. Участие в совместных проектах, мероприятиях и клубах может помочь находить общий язык и преодолевать межпоколенческие барьеры.
Кроме того, важно создавать благоприятную атмосферу в школе, где каждый ученик чувствует себя важным и уважаемым. Поддержка со стороны педагогов и родителей, развитие доверительных отношений и взаимопонимания могут значительно уменьшить конфликтные ситуации и способствовать здоровому общению между субъектами.
Коммуникация является ключевым элементом успешного образовательного процесса, но порой различные факторы могут создавать барьеры в общении между субъектами школьной среды. Вот некоторые причины, способствующие появлению этих барьеров:
Различные ценности. Каждое поколение выросло в разных социальных и политических условиях, что формирует разные ценности и взгляды на жизнь.
Разные коммуникационные стили. Разные поколения используют разные способы общения и предпочитают разные формы коммуникации, что может привести к непониманию и конфликтам.
Технологический разрыв. Поколения выросли в разное время и используют разные технологии, что может привести к недостатку общего языка в коммуникации.
Преодоление барьеров в коммуникации субъектов образовательного процесса в школьной среде требует совместных усилий со стороны всех участников – учителей, учеников, родителей. Приведем в пример несколько способов, как можно преодолевать барьеры в коммуникации:
1. Активное слушание: уделите внимание собеседнику, проявляйте интерес к его мнению и точке зрения. Поддерживайте невербальные сигналы, задавайте уточняющие вопросы, чтобы прояснить информацию.
2. Ясность и четкость выражения мыслей: старайтесь быть ясными и четкими в выражении своих мыслей. Избегайте двусмысленных выражений и понятно формулируйте свои мысли.
3. Развитие навыков эмпатии: пытайтесь поставить себя на место собеседника, проявляйте понимание и сопереживание его чувствам и эмоциям.
4. Учитывайте культурные особенности: будьте внимательны к культурным различиям, уважайте разнообразие и пытайтесь понять особенности собеседника.
5. Создание доверительной обстановки: старайтесь создать атмосферу доверия и открытости, где каждый чувствует себя комфортно и важно.
6. Обратите внимание на невербальное общение: отмечайте невербальные сигналы (жесты, мимику, тон голоса) и учитывайте их при общении.
7. Обучение коммуникативным навыкам: профилактика барьеров в коммуникации также возможна через проведение тренингов и мастер-классов, направленных на развитие коммуникативных навыков участников образовательного процесса.
В качестве особого метода профилактики мы хотели бы выделить событийные практики. В современной школьной среде событийные практики играют значительную роль в профилактике барьеров в коммуникации в школьной среде. Эти практики способствуют улучшению взаимопонимания, сближению субъектов и созданию гармоничного образовательного окружения. Давайте рассмотрим, как именно событийные практики способствуют преодолению межпоколенческих барьеров:
Повышение осведомленности: событийные практики, такие как школьные мероприятия, тематические дни и фестивали, способствуют повышению осведомленности об интересах, ценностях и культуре различных поколений. Участие в таких мероприятиях позволяет учащимся лучше понять друг друга и найти общие точки взгляда.
Создание общих целей: событийные практики способствуют созданию общих целей и задач, объединяя учащихся независимо от их возраста. Работа в команде на организацию мероприятий улучшает взаимодействие и способствует развитию навыков коммуникации.
Стимулирование совместной активности: участие в событийных практиках требует совместной работы, взаимодействия и общения. Это стимулирует учащихся разных поколений находить общий язык, учитывать и уважать точки зрения друг друга.
Создание позитивного образа школы: событийные практики, проводимые с участием субъектов разных поколений, формируют позитивный образ школы как единого сообщества, где ценится взаимопонимание, сотрудничество и уважение различий.
Попробуйте провести событийную практику, где субъекты образовательного процесса создадут дискуссионное поле с целью лучшего понимания их коммуникационных предпочтений и преодоления барьеров, создание поддерживающей атмосферы для подрастающего поколения. Для этого мы рекомендуем использовать в работе событийные практики, предложенные О.А. Фиофановой. А особое внимание уделить практике «Конфликты в школе», позволяющей сократить социальную дистанцию между субъектами образовательного процесса и создать «диалог на равных».
Профилактика межпоколенческих барьеров в коммуникации требует осознания и обучения. При преодолении этих проблем, усиливается коллективная деятельность, эффективность и инновационность образовательной организации. Будьте готовы пройти путь и достичь своих целей в общении с людьми разных поколений.
Список литературы
- Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. М.: Изд-во «Академия», 2001. 288 с.
- Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. пособие / О.А. Фиофанова.: Флинта, МПСИ; Москва, 2012
- Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей [Текст]: Дисс ... канд. психол. наук / Т.А. Аржакаева М., 1995. 222 с.
- Бакулин A.B. Педагогические особенности преодоления ценностно-смысловых барьеров в учебном процессе [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук /A.B. Бакулин. Ростов-на-Дону, 2009. 22 с.
- Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала [Текст]. М.: Изд-во «Смысл», 2001. 420 с.