Стабильная работа агропромышленного комплекса любого государства, продовольственная безопасность и продуктивное использование сельскохозяйственных (земельных, водных, сырьевых, трудовых и т.д.) ресурсов во многом зависит от механизмов государственной поддержки АПК. Экономическая устойчивость аграрных регионов, а также их конкурентоспособность опирается на меры государственной поддержки. В РФ довольно развита законодательная база в отросли АПК. Базисными здесь можно назвать Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". В данных нормативно – правовых документах изложены основы работы АПК как системы, принципы функционирования, а так же сдерживающая антимонопольная политика и принципы сдерживания ценообразования. Агропромышленная система является одной из самых крупных в РФ, т.к. Россия преимущественно аграрная страна. Соответственно, нормативно – правовая база в области АПК опирается на огромное количество разных актов. Несмотря на это существует ряд проблем , таких как низкая производительность, недостаточная инфраструктура и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Поэтому, необходимо усиливать усилия в области аграрного права и государственной поддержки, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и развитие АПК в России. В нынешних условиях положения нашей страны в области политики и экономики западающими моментами являются развитие современных технологий и инновационных методов в сельском хозяйстве, улучшение системы управления земельными ресурсами и повышение качества образования и профессиональной подготовки кадров в АПК. Именно эти вопросы являются приоритетными для Министерства сельского хозяйства РФ. На данный момент страна взяла направление на развитие инновационных проектов (за 2023 год инвестиции в агропромышленный комплекс России достигли 106,3 млрд руб., что на 6,3% больше, чем в 2022 году). Для поддержания данной тенденции стало необходимо принимать меры по совершенствованию системы управления земельными ресурсами.
Помимо постоянно обновляющегося и совершенствующегося Земельного кодекса (последние поправки были 01.02.2024г.) существует ещё ряд актов направлены на решение проблемы нерационального использования земельных угодий. Так например Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" направлена на расширение земельного потенциала, а соответственно и увеличение земельного ресурса. Таким образом, решится проблема снижения производительности и повышение экономической эффективности. Уровень образования и подготовка проф. кадров в аграрной составляющей области нашей страны так же не маловажная часть конкурентоспособности России на мировом рынке. Приказ Минсельхоза РФ от 25 июня 2007 г. N 342 "О концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года" и Программа президентского гранта «Сельское хозяйство 2.0» стартовавшая в 2020 году способствовали созданию новых учебных программ во всех ступенях образования.
В 2022 году была разработана Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г. которая включает в себя этапы развития и дальнейшее совершенствование аграрно-правового регулирования и механизмы государственной поддержки. Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности производства и конкурентоспособности АПК, обеспечение продовольственной безопасности страны и устойчивого развития экономики в сельских регионах. Так же из – за обширности территорий, особенностей ведения хозяйства, климатических различий и многого другого стало важным разработка индивидуальной стратегии для каждой территорий в отдельности. В Орловской области таким документом стало Постановлением Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года № 689 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области». Данный документ включает в себя оценку текущего состояния АПК Орловской области, приоритеты и цели государственной политики, задачи и способы их эффективного решения, а так же паспорт, структуру и финансирование данной программы. Данная программа в своей структуре основывается на стратегии, о которой говорилось ранее. Данная программа позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы и потенциал и решать задачи развития сельского хозяйства на местном уровне. АПК в России имеет большой потенциал для устойчивого экономического развития, однако для его реализации необходимо разработать комплексную стратегию, которая включает в себя аграрно-правовое регулирование, механизмы государственной поддержки, развитие инноваций и использование современных технологий, улучшение системы управления земельными ресурсами и подготовку кадров в АПК.
Конечно, стоит отметить, что развитие агропромышленного комплекса зависит от интереса к нему малого и среднего бизнеса. Государство активно поддерживает сельхозпроизводителей, предлагая помощь, как опытным, так и начинающим аграриям. Главная цель – обеспечить финансовую стабильность АПК. В России действует ряд мер поддержки для предпринимателей. Многими из них могут воспользоваться семьи с детьми, если один или оба родителя — предприниматели
Большинство мер поддержки реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Они распространяются на малые и средние предприятия, ИП и на самозанятых. В агро - отрасли стоит отметить такие государственные гранты:
гранты на развитие семейных ферм (любой вид сельскохозяйственной деятельности, организация должна просуществовать больше года);
«Агропрогресс» (Максимальная сумма гранта — 30 млн ₽. Деньги можно потратить на приобретение или строительство помещений для производства, хранения или переработки сельхозпродукции, на закупку оборудования, сельхозтехники и спецтранспорта. Также за счёт гранта можно купить сельскохозяйственных животных, птицу и рыбопосадочный материал. Организация должна проработать более 2 лет)
Субсидии самозанятым личным подсобным хозяйством (Все особенности определяются в рамках региона)
«Агростартап» (Предоставляется победителям специального конкурса — физическим лицам, вновь созданным крестьянско‑фермерским хозяйствам (КФХ) или ИП. Если грант выдаётся физическому лицу, оно должно в течение 30 дней с даты объявления решения зарегистрировать КФХ или ИП на сельской территории).
Это лишь основные меры государственной поддержки закрепленные на федеральном уровне. Соответственно на уровне субъектов и местном уровне добавится еще ряд мер, возможно не таких масштабных и объемных, но тем не менее они есть Это позволит повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и улучшить качество жизни в сельских районах. В этом контексте важно создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в АПК, включая развитие инфраструктуры, предоставление финансовой поддержки и снижение административных барьеров.
Развитие агрария любого региона, ла и любой страны зависит и от экологической составляющей. Данная проблема особо остро проявляет себя в последние годы. В этих условиях особую популярность набирает органическое сельское хозяйство. Оно основывается на производстве продуктов не содержащих химических веществ и сохранению земельных ресурсов в плодородном состоянии. Так с 1 января 2020года вступил в силу Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минсельхозом России, а в 2023 года на основании него была разработана Стратегия развития органического производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года. Здесь были прописаны основные тенденции данной отрасли, финансирование и обеспечения, а также введена маркировка и ГОСТ для стандартизации органической продукции.
В целом стоит отметить, что данные нормативно – правовые акты параллельно направлены и на создание и популяризацию национальных брендов сельскохозяйственной продукции, а тем самым и выход ее на мировой рынок. Импортозамещение и привлечение инвестирования из вне в условиях санкций так же необходимо для экономики страны. Аграрно-правовое регулирование играет важную роль в обеспечении устойчивого экономического развития агропромышленного комплекса. В этом контексте, государственное регулирование и законодательство должны обеспечивать стабильные условия для функционирования и развития отрасли, а также содействовать достижению экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности. Аграрно-правовое регулирование должно быть сбалансированным, прозрачным и предсказуемым, обеспечивая защиту прав и интересов всех участников агропромышленного комплекса, от производителей до потребителей. Будущее АПК заключается в содействии инновациям и внедрению современных технологий в сельскохозяйственное производство. В этом контексте аграрно-правовое регулирование может способствовать созданию стимулов для инвестиций в научно-технические разработки, расширению доступа к передовым технологиям и обмену знаниями между участниками отрасли.
Из всего вышесказанного следует, что правовое регулирование, механизмы государственной поддержки, развитие инноваций и использование современных технологий, улучшение системы управления земельными ресурсами, подготовку кадров в АПК, развитие малого и среднего бизнеса, органическое сельское хозяйство и продвижение национальных брендов сельскохозяйственной продукции играет ключевую роль в развитии экономически сильной и независимой страны. Развитие АПК в России должно осуществляться с учетом особенностей региональных условий и потенциала, а также в тесном сотрудничестве со стороны государства, бизнеса и населения. Несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивается АПК в России, включая нерациональное использование земельных ресурсов и слабую инфраструктуру в сельских районах, существует большой потенциал для устойчивого экономического развития АПК. Этот потенциал может быть реализован только при условии комплексного подхода и совместных усилий со стороны всех заинтересованных сторон.
Список литературы
- Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ
- Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002 N 83-ФЗ
- Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 25.07.2011 N 260-ФЗ
- Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 280-ФЗ
- Приказ Минсельхоза РФ от 25 июня 2007 г. N 342 "О концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года"
- Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации"
- Постановлением Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года № 689 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области»
- Дудник А.В., Неганова В.П., Корюкина Н.В. Современные проблемы совершенствования государственной поддержки АПК // ПСЭ. - 2017. - №1 (61)
- Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Приоритеты аграрной политики России // МСХ. - 2019. - №5. - С. 74-77
- Фарманов М.Ф. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования АПК Республике Дагестан // РППЭ. - 2012. - №3.фф