СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕФОРМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И КИТАЕ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕФОРМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И КИТАЕ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

41

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (201), Декабрь ‘24

Дата публикации 29.12.2024

Поделиться

Статья анализирует реформы налогообложения сельского хозяйства в России и Китае, подчеркивая их различия. В России с 2004 года введён единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для стимулирования аграрного сектора, с максимальной ставкой в 6%. В Китае с 2006 года отменён сельскохозяйственный налог для снижения нагрузки на фермеров, сопровождаясь социальными реформами. Россия акцентирует внимание на налоговых льготах, тогда как Китай делает упор на социальной поддержке. Эффективность реформ зависит от комплексного подхода к развитию сельского хозяйства.

Реформа в России. С 2004 года Россия проводит масштабную реформу налоговой системы в аграрном секторе. Основные изменения включают:

  • Отмена традиционного сельскохозяйственного налога.
  • Введение единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) как льготной системы для стимулирования отечественного аграрного сектора.
  • Право региональных властей устанавливать ставку ЕСХН с верхним пределом в 6%.
  • Налоговая база, включающая выручку за вычетом расходов и убытков прошлых лет.
  • Обязательность подачи налоговой декларации один раз в год.
  • Требование к аграрным предприятиям, чтобы валовая стоимость их продукции составляла не менее 75% от общей годовой выручки.

С 2004 года в России проводится масштабная реформа системы налогообложения сельского хозяйства, в результате которой традиционный сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных предприятий был отменен и заменен единым сельскохозяйственным налогом. Единый сельскохозяйственный налог — это специальная, льготная система налогообложения сельскохозяйственных предприятий, введенная в России с целью стимулирования комплексного развития отечественного сельского хозяйства. Ранее на всей территории России действовал единый сельскохозяйственный налог в размере 6 процентов, с 2019 года органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать единый сельскохозяйственный налог для своего региона, но максимальная ставка не может превышать 6 процентов. Налоговой базой является выручка за вычетом расходов и убытков прошлых лет, а подача декларации осуществляется один раз за финансовый год.

 

Валовая стоимость сельскохозяйственной продукции соответствующего предприятия, ходатайствующего о введении единого сельскохозяйственного налога, не может составлять менее 75 процентов от общей годовой выручки. Если соответствующее предприятие занято в рыбной промышленности, общее число его работников не может превышать 300 человек. Сельскохозяйственные предприятия, применяющие данную систему налогообложения, также могут быть "обществами с ограниченной ответственностью" или "индивидуальными предприятиями". Предприятия, использующие данный налоговый режим, освобождаются от налога на прибыль, НДС и налога на имущество, а также от адвалорного налога на имущество. По неполным статистическим данным, подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий в России облагается единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН). Например, в Кемеровской области России 80 % сельскохозяйственных предприятий региона перешли на ЕСХН, а остальные 20 % предприятий не удовлетворяют положениям Налогового кодекса РФ о применении ЕСХН.

 

Реформа в Китае. В Китае сельское хозяйство традиционно считается уязвимым сектором с высокими социальными выгодами. Основные моменты реформы:

  • Обещание премьера Вэнь Цзябао в 2005 году об отмене сельскохозяйственного налога.
  • Официальная отмена сельскохозяйственного налога с 1 января 2006 года.
  • Цель отмены - снижение нагрузки на фермеров.
  • Проведение дополнительных реформ в образовании, местном самоуправлении, медицинском обслуживании и социальном страховании для предотвращения увеличения нагрузки на фермеров после отмены налога.

В Китае же, поскольку сельское хозяйство является слабой отраслью с высокими социальными выгодами, фермеры должны производить продукты питания для обеспечения потребностей страны, а затем платить налоги, что является тяжелым бременем, если добавить к этому различные налоги и сборы. По этой причине в 2005 году премьер Вэнь Цзябао пообещал отменить сельскохозяйственный налог в следующем году, а 1 января 2006 года Китай официально отменил это постановление, тем самым официально убрав сельскохозяйственный налог с исторической сцены. Целью отмены сельскохозяйственного налога в Китае было снижение нагрузки на фермеров. Для того чтобы после отмены сельскохозяйственного налога нагрузка на фермеров не возросла, параллельно с отменой сельскохозяйственного налога Китай провел реформу системы образования, чтобы снизить чрезмерную нагрузку на фермеров в плане расходов на образование; провел реформу местных органов власти и оптимизировал их структуру; провел реформу кооперативного медицинского обслуживания и социального страхования, а также увеличил субсидии для сельской местности и т. д. Налоговая реформа оказывает влияние на развитие страны и жизнь ее населения, поэтому необходимо разрабатывать политику с учетом реальной ситуации, в полной мере учитывать интересы всех сторон и совершенствовать соответствующие вспомогательные меры, чтобы добиться целостного восприятия ситуации.

 

Реформы налогообложения сельского хозяйства в России и Китае имеют различные подходы и цели. В России акцент делается на оптимизации и стимулировании аграрного сектора через введение ЕСХН, в то время как в Китае основное внимание уделяется снижению нагрузки на фермеров путем полной отмены сельскохозяйственного налога и проведения сопутствующих социальных реформ.

 

В заключение, реформы налогообложения сельского хозяйства в России и Китае демонстрируют различные подходы к поддержке аграрного сектора, отражая уникальные социально-экономические контексты каждой страны. Россия, внедряя единый сельскохозяйственный налог, стремится оптимизировать налоговую систему и стимулировать развитие сельского хозяйства через налоговые льготы. В то же время Китай, отменяя сельскохозяйственный налог, акцентирует внимание на снижении финансового бремени для фермеров и проведении сопутствующих социальных реформ. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и их эффективность во многом зависит от комплексного взаимодействия налоговой политики с другими аспектами социальной и экономической жизни. Важно продолжать анализировать результаты этих реформ, чтобы извлечь уроки и адаптировать стратегии для достижения устойчивого и комплексного развития аграрного сектора в обеих странах.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 86н", 2019
  4. Вэнь Цзябао. "Об отмене сельскохозяйственного налога в Китае", 2005
  5. "Экономика сельского хозяйства и продовольственная безопасность", том 45, №3, 2019
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее