Реформа в России. С 2004 года Россия проводит масштабную реформу налоговой системы в аграрном секторе. Основные изменения включают:
- Отмена традиционного сельскохозяйственного налога.
- Введение единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) как льготной системы для стимулирования отечественного аграрного сектора.
- Право региональных властей устанавливать ставку ЕСХН с верхним пределом в 6%.
- Налоговая база, включающая выручку за вычетом расходов и убытков прошлых лет.
- Обязательность подачи налоговой декларации один раз в год.
- Требование к аграрным предприятиям, чтобы валовая стоимость их продукции составляла не менее 75% от общей годовой выручки.
С 2004 года в России проводится масштабная реформа системы налогообложения сельского хозяйства, в результате которой традиционный сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных предприятий был отменен и заменен единым сельскохозяйственным налогом. Единый сельскохозяйственный налог — это специальная, льготная система налогообложения сельскохозяйственных предприятий, введенная в России с целью стимулирования комплексного развития отечественного сельского хозяйства. Ранее на всей территории России действовал единый сельскохозяйственный налог в размере 6 процентов, с 2019 года органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать единый сельскохозяйственный налог для своего региона, но максимальная ставка не может превышать 6 процентов. Налоговой базой является выручка за вычетом расходов и убытков прошлых лет, а подача декларации осуществляется один раз за финансовый год.
Валовая стоимость сельскохозяйственной продукции соответствующего предприятия, ходатайствующего о введении единого сельскохозяйственного налога, не может составлять менее 75 процентов от общей годовой выручки. Если соответствующее предприятие занято в рыбной промышленности, общее число его работников не может превышать 300 человек. Сельскохозяйственные предприятия, применяющие данную систему налогообложения, также могут быть "обществами с ограниченной ответственностью" или "индивидуальными предприятиями". Предприятия, использующие данный налоговый режим, освобождаются от налога на прибыль, НДС и налога на имущество, а также от адвалорного налога на имущество. По неполным статистическим данным, подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий в России облагается единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН). Например, в Кемеровской области России 80 % сельскохозяйственных предприятий региона перешли на ЕСХН, а остальные 20 % предприятий не удовлетворяют положениям Налогового кодекса РФ о применении ЕСХН.
Реформа в Китае. В Китае сельское хозяйство традиционно считается уязвимым сектором с высокими социальными выгодами. Основные моменты реформы:
- Обещание премьера Вэнь Цзябао в 2005 году об отмене сельскохозяйственного налога.
- Официальная отмена сельскохозяйственного налога с 1 января 2006 года.
- Цель отмены - снижение нагрузки на фермеров.
- Проведение дополнительных реформ в образовании, местном самоуправлении, медицинском обслуживании и социальном страховании для предотвращения увеличения нагрузки на фермеров после отмены налога.
В Китае же, поскольку сельское хозяйство является слабой отраслью с высокими социальными выгодами, фермеры должны производить продукты питания для обеспечения потребностей страны, а затем платить налоги, что является тяжелым бременем, если добавить к этому различные налоги и сборы. По этой причине в 2005 году премьер Вэнь Цзябао пообещал отменить сельскохозяйственный налог в следующем году, а 1 января 2006 года Китай официально отменил это постановление, тем самым официально убрав сельскохозяйственный налог с исторической сцены. Целью отмены сельскохозяйственного налога в Китае было снижение нагрузки на фермеров. Для того чтобы после отмены сельскохозяйственного налога нагрузка на фермеров не возросла, параллельно с отменой сельскохозяйственного налога Китай провел реформу системы образования, чтобы снизить чрезмерную нагрузку на фермеров в плане расходов на образование; провел реформу местных органов власти и оптимизировал их структуру; провел реформу кооперативного медицинского обслуживания и социального страхования, а также увеличил субсидии для сельской местности и т. д. Налоговая реформа оказывает влияние на развитие страны и жизнь ее населения, поэтому необходимо разрабатывать политику с учетом реальной ситуации, в полной мере учитывать интересы всех сторон и совершенствовать соответствующие вспомогательные меры, чтобы добиться целостного восприятия ситуации.
Реформы налогообложения сельского хозяйства в России и Китае имеют различные подходы и цели. В России акцент делается на оптимизации и стимулировании аграрного сектора через введение ЕСХН, в то время как в Китае основное внимание уделяется снижению нагрузки на фермеров путем полной отмены сельскохозяйственного налога и проведения сопутствующих социальных реформ.
В заключение, реформы налогообложения сельского хозяйства в России и Китае демонстрируют различные подходы к поддержке аграрного сектора, отражая уникальные социально-экономические контексты каждой страны. Россия, внедряя единый сельскохозяйственный налог, стремится оптимизировать налоговую систему и стимулировать развитие сельского хозяйства через налоговые льготы. В то же время Китай, отменяя сельскохозяйственный налог, акцентирует внимание на снижении финансового бремени для фермеров и проведении сопутствующих социальных реформ. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и их эффективность во многом зависит от комплексного взаимодействия налоговой политики с другими аспектами социальной и экономической жизни. Важно продолжать анализировать результаты этих реформ, чтобы извлечь уроки и адаптировать стратегии для достижения устойчивого и комплексного развития аграрного сектора в обеих странах.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 86н", 2019
- Вэнь Цзябао. "Об отмене сельскохозяйственного налога в Китае", 2005
- "Экономика сельского хозяйства и продовольственная безопасность", том 45, №3, 2019