ПРОБЛЕМАТИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ

ПРОБЛЕМАТИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (155), Февраль ‘24

Дата публикации 06.02.2024

Поделиться

В данной статье рассмотрены результаты опроса студентов Северо-Осетинской государственной медицинской академии об их удовлетворенности обучением практическим навыкам и результатом этого обучения.

В медицинском ВУЗе обучение практическим навыкам является обязательной составляющей. Не научившись работать с пациентом, будущий врач в будущем столкнётся со многими сложностями касательно диагностики пациентов и отслеживания результатов его лечения. На данный момент, по всей стране внедряются различные симуляционные элементы для улучшения обучения. Однако, в основном, студенты сталкиваются с имитационные оборудованием уже на последних этапах обучения при подготовке к прохождению аккредитации.

В ходе исследования нами было опрошено 127 студентов медицинских вузов. Исходя из результатов исследования, основным методом, благодаря которому студенты получают представление о проведении практических навыках, является проведение последних студентами между собой. Данный метод позволяет студентам в комфортном темпе, с внимательностью, без спешки и страха отработать свои умения, однако, имеется и существенный недостаток – в основном, так можно научиться различать лишь имеется патология или нет, но не даётся представления о том, как различить различные патологические изменения, особенно это касается навыков аускультации.

В опросе мы также задавали студентам вопрос о том, слышали ли они когда-либо патологию в ходе аускультации в первые 4 года обучения. Из 127 студентов лишь 15 получили такой опыт во время прохождения практики, причем, лишь 8 услышали разные варианты патологии, оставшиеся 7 же слышали лишь один вид патологических изменений, что, впрочем, всё же лучше, чем результат большинства, которые смогли услышать патологические записи лишь из различных записывающих устройств.

По результатам нашего исследования, хоть какой-то опыт в проведении пальпации, перкуссии и аускультации, 92% студентов получили лишь на последних годах обучения, наблюдая за действиями преподавателя на клинических кафедрах, но и тут для многих это являлось лишь наблюдением. 64,5% из опрошенных студентов смогли сами провести диагностические манипуляции с пациентом после занятия, в ходе которого преподаватель сам показывал их проведение на одном из пациентов. Что касается тех, кто смог провести манипуляции, примерно треть всё же была не уверена в правильности своих действий, также многие из них (около 41%) смогли услышать лишь варианты нормы. Относительно тех, кто так и не смог освоить практические навыки на пациентах, многие столкнулись со сложностью найти пациента для отработки, а также у ряда студентов имелась проблема в вопросе взаимодействия с пациентом, что и привело к тому, что несмотря на то, что они пытались провести практические манипуляции, однако, сделать это правильно и в полном объеме, оказалось затруднительно.

Также, не стоит забывать об ещё одном факторе, не позволившим многим из опрошенных студентов, получить практические навыки на начальных этапах обучения – карантин, в том числе связанный с ковидом. Студенты замечают, что во время обучения в ковидный период к пациентам их не допускали, соответственно, возможностей для отработки практических умений у них в это время не было. Также, согласно опросу, были студенты, которые приходили на клинические кафедры в моменты, когда там был карантин, например, по гриппу, что тоже приводило к недопуску к работе с пациентами.

Обучение практическим навыкам является важной составляющей в подготовке будущего врача, но зачастую студенты сталкиваются с различными мешающими факторами. Конечно, при должном упорстве и стремлении, при высокой заинтересованности, рано или поздно студент получит необходимые умения, однако и не всегда это является результатом выбора студента и даже заинтересованный студент за весь период обучения может проводить практические умения лишь на собственных одногруппниках и близких.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118
  2. Юдаева Ю.А., Жакупова Г.Т., Снасапова Д.М., Понятова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ НА 1 КУРСЕ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА В ХОДЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
  3. Мелешко В. Мертва теория без практики. Почему хромает практическая подготовка врача // Медицинская газета. – 2001. - № 22. - 28 марта
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary