Ни для кого не секрет, что среда, в которой производится лечение пациента оказывает существенное влияние на исход медицинских процедур. Помимо взаимоотношений с медицинским персоналом, следует учитывать и взаимоотношения пациентов между собой. Мы задались целью исследовать как в целом развиваются эти отношения и какие трудности следует учитывать, чтобы понять, важно ли с кем пациент находится в одной палате.
В опросе приняли участие 174 пациента, среди них 106 женского пола, 68 мужского пола, возраст пациентов начинался от 43 лет, преимущественно в опросе участвовали лица, возрастная группа которых относилась к 55-80 годам.
По итогам опроса мы пришли к единогласному мнению, что в большинстве случаев (87,4%), соседи по палате важны для пациента, несхожесть во мнениях и взглядах способна психически давить на пациента, способствую ухудшению общего самочувствия и ухудшая течение заболевания, особенно это касается кардиологических больных и пациентов в возрасте, у которых от неприятных взаимоотношений с соседями по палате может существенно подняться давление и резко ухудшиться самочувствие.
Мы изучили также факторы, которые преимущественно приводили к подобному неприятному развитию сценария.
56,3% опрошенных заметили, что некоторая конфликтность возникает в палате при нахождении в ней пациентов, говорящих на разных языках, в случае опрошенных это были осетинский и чеченский языки. При нахождении в палате пациентов обоих национальностей повышался стресс, так как группы не понимали друг друга, если все не разговаривали на русском, что вызывало не очень приятные ощущения, будто тебя обсуждают в не очень хорошем свете. Схожая ситуация и с пациентами разных религий: 32,18% опрошенных заметили, что порой взгляды на жизнь соседа сильно нервировали, часто возникали споры по тем или иным вопросам, к счастью, в большинстве случаев, такие споры были лишь небольшими, однако и возникали и более крупные ссоры. Как признались, 2 пациентке, им обеим пришлось перевестись из палаты в другую из-за разгоревшегося конфликта.
31,03% пациентов заметили, что разногласия могут возникнуть и со слишком навязчивыми пациентами, которые в некоторых случаях могут переходить черту.
20,7% опрошенных отобрали в группу тяжёлых соседей собственно тяжёлых пациентов, которые не могут и не хотят самостоятельно ухаживать за собой. В начале, большая часть этой группы, искренне пытались помочь таким пациентам в мелочах, однако, итогом таких действий стало лишь ещё большее сваливание обязанностей на доброго соседа, что и приводило к негативной реакции, когда используемые пациенты старались как можно реже находится рядом с соседом, а значит, лишали себя покоя.
27,2% опрошенных рассказали о других ситуациях, в которых взаимоотношения между пациентами были сложными, однако каждая из описанных ситуациях происходила единично, либо у двух пациентов по 1-2 раза.
Среди опрошенных пациентов были ситуации, в которых одна из сторон негативных взаимоотношений получала урон по самочувствию. Так, у одной из пациенток развилась бессонница, следствием которой уже стали головные боли. 36 пациентов отмечали, что часто, после отрицательных эмоций после общения с неприятными или просто тяжёлыми соседями, их давлений подскакивали до высоких отметок, в некоторых случаях, значительно превышая привычные для больного колебания АД.
Список литературы
- Figueiredo MI, Fries E, Ingram KM: The role of disclosure patterns and unsupportive social interactions in the well-being of breast cancer patients. Psychooncology 2004, 13: 96–105
- O'Brien K, Wortman CB, Kessler RC, Joseph JG: Social relationships of men at risk for AIDS. Soc Sci Med 1993, 36: 1161–1167. 10.1016/0277-9536(93)90236-W
- Boutin-Foster C: Getting to the heart of social support: a qualitative analysis of the types of instrumental support that are most helpful in motivating cardiac risk factor modification. Heart Lung 2005, 34: 22–29. 10.1016/j.hrtlng.2004.09.002