В современном мире студенты сталкиваются с множеством проблем: высокая учебная нагрузка, трудности в общении, быстрый темп жизни, научно-технический прогресс, комфорт и недостаток физической активности.
Всё это негативно сказывается на здоровье молодых людей. Хронические заболевания, связанные с образом жизни, влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние. Сохранение здоровья молодёжи — одна из главных задач нашего общества.
Наиболее эффективными при депрессивном синдроме у детей и взрослых по данным литературы являются интегративная гимнастики по К.П. Левченко, дыхательная гимнастика по Бутейко К. П. и Стрельниковой А. Н. [2, 3, 5].
Интегративная гимнастика по К. Левченко — это система упражнений, разработанная Левченко, которая включает элементы различных оздоровительных методик и направлена на улучшение общего состояния здоровья. Гимнастика основана на принципах интеграции движения и дыхания, восстановления психоэмоционального баланса [4].
Цель: улучшение координации движений, повышение гибкости, снятие мышечного напряжения, улучшение циркуляции крови и лимфы. Важно соединить движения с дыханием: дыхание глубокое и равномерное, с акцентом на полное дыхание (вдох и выдох должны быть одинаковой продолжительности).
Упражнения:
Плавные наклоны и повороты головы: сидя или стоя, медленно наклоняйте голову вперед, назад и в стороны, соединяя это с дыханием.
Повороты корпуса: в положении стоя поворачивайте корпус вправо и влево, держа руки на талии.
Махи ногами: лежа на спине, поднимайте ноги поочередно, а затем выполняйте махи ногами вперед и назад.
Интегративная гимнастика Левченко помогает развить гибкость, улучшить психоэмоциональное состояние, а также способствует нормализации работы нервной системы.
Методика К. Бутейко направлена на контроль частоты и глубины дыхания [1].
Основные принципы:
Дыхание через нос. Важно дышать только через нос, исключая дыхание через рот, чтобы создать оптимальное давление в дыхательных путях.
Малые дыхательные объемы. В отличие от глубокого дыхания, при методе Бутейко акцент делается на поверхностном дыхании, что позволяет снизить уровень CO2 в крови. Дыхание должно быть ритмичным и спокойным, без резких вдохов и выдохов.
Упражнения:
Глубокое и короткое дыхание через нос: вдох через нос на 2-3 счета, затем выдох также через нос на 2-3 счета. Важно избегать чрезмерной глубины вдоха.
Упражнение с задержкой дыхания: вдох через нос, затем задержка дыхания на несколько секунд (до комфортного ощущения), и плавный выдох. Это упражнение помогает улучшить вентиляцию легких и развить контроль за дыханием.
Упражнение с низким дыханием: акцент на поверхностное дыхание, при котором воздух поступает в нижнюю часть легких, а грудная клетка почти не двигается.
Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой – также сочетание физических упражнений с активным дыханием [4].
Активный вдох через нос. Вдох происходит резко и быстро через нос с одновременным движением тела (например, поднимание рук или наклоны). Выдох через рот, спокойный, расслабленный, без напряжения. Важен ритм — дыхание должно быть частым и быстрым, но с учетом состояния пациента [6].
Упражнения:
Упражнение с наклонами: стоя, выполните резкие наклоны корпуса вперед с вдохом через нос, при этом руки свободно висят и двигаются в ритме наклонов.
"Шаги" с вдохом: встаньте прямо и выполняйте шаги на месте, каждый шаг сопровождается резким вдохом через нос.
Вращение туловища: стоя, вращайте туловище влево и вправо, с каждым поворотом делайте резкий вдох через нос.
Заключение
Все три методики — интегративная гимнастика по К. Левченко, дыхательная гимнастика по К. Бутейко и дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой — являются мощными инструментами для улучшения здоровья нервной системы, коррекции дыхательных нарушений и повышения жизненного тонуса.
Список литературы
- Васильева, В. Ф. Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы / В. Ф. Васильева. – Москва: Медицина, 1983. – 176 с.
- Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В. А. Епифанов. – Москва: Медицина, 1999. – 304 с.
- Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник / под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. – Москва: Медицина, 1990. – 368 с.
- Левченко, О. В. Лечебная физкультура в комплексной реабилитации больных с заболеваниями нервной системы / О. В. Левченко, А. А. Скоромец. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2002. – 192 с.
- Петрушанская, К. А. Лечебная физкультура при нервных болезнях / К. А. Петрушанская. – Москва: Медицина, 1971. – 240 с.
- Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений / С. Н. Попов. – Москва: Академия, 2006. – 560 с.