ВАЖНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ВАЖНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

55

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (22), июль ‘21

Дата публикации 18.07.2021

Поделиться

Важно изучать и понимать, как совершенствовать в человеке независимость, способность нести ответственность за собственный выбор и базу знаний. Важно понимать, что именно сможет помочь совершить правильный шаг при выборе специальности. Выбор профессии считается одной из насущных проблем в эволюции подросткового возраста. На успешность определения в выборе профессии подростка воздействуют свойства социальной ситуации развития, а также и взаимоотношения между родителями и подростками. Самоопределение в сфере профессионального выбора рассматривается как классификация поставленных обществом задач, выполнение которых совершается личностью. Постепенное решение таких задач позволяет создать некое равновесие между желаниями и предпочтениями личности с одной стороны и требованиями в сфере труда с другой стороны.

Судьба человека во многом зависит от выбора профессионального пути. Удовлетворение, либо неудовлетворение состоянием жизни непосредственно сопряжено с трудоустройством и построением собственной карьеры в последующем. С целью выбора предстоящей специальности, очень важно понимать, какие цели индивид хотел бы воплотить в жизнь, какими познаниями хотел бы обладать о находящемся вокруг обществе, мире специальностей.

Выбор профессии - это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап – получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.) [1, С.13].

Категория молодых людей (подростки) делает настолько важный выбор зачастую подсознательно, под воздействием определенных условий: навязывание специальности отцом и матерью, школой, приятелями. По этой причине важно посодействовать ребенку не совершить ошибку в этом выборе. Личность подростка еще полностью не сформирована. По этой причине в психолого-педагогической работе необходимо принимать во внимание то, что способы формирования личности следует комбинировать со способами, которые содействуют общественному и профессиональному самоопределению, а деятельность в данном направлении должна быть основным шагом целостного развития личности.

Жизненный навык, уверенность, независимость и критичность к себе, необходимые для эффективного разрешения кризиса подросткового возраста, зачастую оказываются в недостатке. Все это объясняет необходимость подростков в поддержке со стороны старших, чей жизненный навык и благоразумие, совет и поддержка могут быть важной основой формирования идентичности.

Выбор профессии считается одной из насущных проблем в эволюции подросткового возраста. Этот период определяется как промежуток активного личностного формирования, самоопределения юного человека во всех областях жизни через поиск тождества и единства, развитие персональной концепции ценностей, изменение взаимоотношений с родителями, отражающегося в достижении равноправия, утверждения подростком своей личности, развитие и достижение автономности, принятия решений касающихся себя лично в профессиональном и семейном аспекте, развития образа мира и перспективы на протяжении жизни. Создание индивидуальной профессиональной перспективы ребенка, определяемая в качестве содержательно-процессуальной формы профессионального самоопределения, представляет ключевую задачу в становлении субъекта труда.

Взаимосвязь подростка и родителей в концепции личной профессиональной перспективы соединена с проблемой, которая как правило сложно решается подростком в достижении независимости во взаимоотношениях с родителями. Содействие родителей подросткам в самоопределении очень изменчиво и весьма разнообразно.

Основным предназначением родителей для подростка считается поддержка в решении трудных жизненных проблем, разъяснение, информирование, помощь в формировании оценки различных сторон жизни. Ребенок вступает в период активного овладения общественными ролями взрослого человека, его круг общения становится шире, и при всей тяге к самодостаточности, дети остро нуждаются в жизненном опыте и поддержке старших. Эта роль родителей ощущается и самими детьми.

Благополучные отношения в семье способствуют развитию детско-родительских отношений. Отсутствие гармонии в отношения между родителями и детьми могут привести к отклоняющемуся поведению подростка, выраженного в девиантности его чувственно-личностной сферы. Поведение подростков с девиантным поведением не соответствует социальным нормам, действительность и окружение воспринимается подростком искаженно. Еще одним из главных обстоятельств самоопределения подростка в выборе профессии считается его здоровье.

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Очень часто они ориентируются на профессии родственников, когда кто-то становится «учителем, как мама» или «врачом, как папа». Опираясь на профессии родителей, подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько эта профессия, соответствует его собственным интересам и склонностям делает выбор. Но с другой стороны, он хорошо представляет суть данной профессии и отдаёт себе отчет в том, какие качества, навыки и усилия для неё требуются [3, С. 9.].

Основным среди множества факторов при взаимодействии подростка и родителей является поддержка и контроль. Опора на своих родителей для подростка несет в себе принятие родителями личности подростка, чувство любви, понимания, и другие характеристики которые позволят подростку чувствовать себя комфортно. Контроль выражается в наблюдении родителями за поведением своего ребенка, выявлении соответствуют ли поступки социальным нормам.

Так, сущность проблемы сводится к тому, что направление выбора профессии достаточно актуально в современном обществе. Все находится в прямой зависимости от постоянно подвергающего изменениям перечня современных профессий, а так же нехваткой определенных знаний о вновь появляющихся видах деятельности, и в то же время не пониманием своих способностей.

Самоопределение в сфере профессионального выбора рассматривается как классификация поставленных обществом задач, выполнение которых совершается личностью. Постепенное решение таких задач позволяет создать некое равновесие между желаниями и предпочтениями личности с одной стороны и требованиями в сфере труда с другой стороны. Благодаря выбору профессии образуется стиль жизни. И неотъемлемой частью индивидуального стиля как раз таки и является профессиональная деятельность. Подчеркнем, что важным фактором является продолжительность протекания процесса профессионального самоопределения.

Для успешного выбора необходимо наличие цели. А именно потребность в достижении успеха позволяет человеку двигаться дальше к назначенной цели [5, С.242]. Это способ самоутверждения человека, который обусловлен желанием повысить свою самооценку или поддержать определенный общественный статус.

Следует акцентировать внимание на том, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться с двух сторон. Прежде всего, оно определяет выбор человека в профессиональной сфере. А так же, выступает неким социальным пространством, в кругу которого оно происходит. Если индивид удовлетворен своим выбором в профессиональной сфере то определяется «субъективный указатель успешности профессионализации личности». Здесь возникает «Я – концепция» выраженная в понятии и обоснованности профессионального выбора, решительности и соответствия своих интересов и возможностей избранной специальности. Останавливаясь на этом, профессиональное самоопределение является системой по организации личности, произведении оценивания собственных способностей и возможностей относительно предполагаемой трудовой деятельности, выражается совокупностью процессов, постоянностью, непрерывностью вне зависимости от модифицированных критериев и задач направленной деятельности индивида.

Заметим что сложности в понимании своих возможностей индивидом взаимосвязано с изучением его уникального приобретенного опыта, в тоже время выбор профессии побуждает подростка развиваться в социуме. Если подросток определился с профессиональным выбором, то об этом будет говорить его психологическая готовность к выполнению трудовых действий, что свидетельствует о профессиональной зрелости. Осмысленность специальности всегда сопровождается мотивацией. Эффективными оказываются аргументы, акцентирующие внимание на значение профессии в социуме. Хотя при этом мотивы общественности и личные мотивы не мешают друг друга, а наоборот расширяют и дополняют.

Так, «выбор профессии - интенсивная, независимая деятельность лица в согласовании с собственными планами, желаниями и увлечениями, осуществляющая подготовку к конкретному роду трудовой деятельности».

В качестве обстоятельств выбора могут выступать:

1) интерес, темперамент, способности – что составляет группу субъективных обстоятельств;

2) подготовка и ее уровень, состояние здоровья, наличие знаний о определенных видах профессии – что составляет группу объективных обстоятельств;

3) окружение общества, быт, домашние условия, наличие или же отсутствие образования родителей - что составляет группу общественных обстоятельств.

Сила, которая заставит развиваться личность выражается противоречии между «хочу - могу - есть - ты обязан», которые трансформируются в я обязан, иначе не могу. Поэтому завышенная немотивированная самооценка затруднит сопоставление самоопределения с выбранной специальностью. Здесь установка «хочу» становится неправильной. И так же все это отражается на установке «могу», которая естественно завышается. Это позволяет сделать вывод о том, что и «хочу», и «могу» между собою коррелируют. Коснемся того, что «могу» обязательно должно содержать в себе понимание подростками соответствующих факторов: «качество знаний и общеобразовательный уровень, состояние здоровья, позволяющее работать по выбранной специальности, характер, вид и их соотношение избранной специальности, специальные способности; характерные черты познавательных психологических действий». В таком случае «хочу» станет более адекватным.

На выбор будущей профессии оказывают влияние различные факторы.

Человек достигает большего успеха в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому выбирая профессию, необходимо отдать предпочтение тому занятию, которое доставляет удовольствие.

Следующим фактором является наличие способностей, поскольку одного интереса к какому-то делу мало, нужно еще, чтоб оно получалось.

На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели.

Прежде чем сделать выбор, необходимо ознакомиться со спецификой современных профессий, лучшим способом сделать это является изучение профессиограмм - специальных описаний, которые знакомят не только с выбором, но и с личными качествами, которые требуются от человека[2, С.214].

Таким образом, на современном этапе развития отечественной психологии проблема выбора профессии остается одной из интересных, важных и неоднозначных в своем решении.

В заключении отметим, что выбор профессии представляет собою главную часть личности, участвующую при определении своих «способностей и возможностей по отношению к допускаемой специальности, характеризуется продолжительностью протекания, непрерывностью в согласовании с меняющимися критериями и вопросами направленной работы индивида». Сам процесс понимания личностью своей собственной природы, своих возможностей неоднозначен, имеем массу аспектов, сложен.

Самоопределение в сфере профессионального выбора рассматривается как классификация поставленных обществом задач, выполнение которых совершается личностью. Постепенное решение таких задач позволяет создать некое равновесие между желаниями и предпочтениями личности с одной стороны и требованиями в сфере труда с другой стороны. Благодаря профессиональному самоопределению образуется стиль жизни. И неотъемлемой частью индивидуального стиля как раз таки и является профессиональная деятельность.

Список литературы

  1. Домнина А.И., Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М. Выбор профессии и его влияние на дальнейшую жизнь // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 – С.12-18
  2. Козлова Д., Галанина А. Выбор будущей профессии // БМИК. 2017. №6. – C.914-915
  3. Мармарьян, О. В. Выбор профессии — сложный шаг / О. В. Мармарьян // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 9-10.
  4. Чернышков Д.В., Андриянова Е.А. Специфика профессиональной социализации в медицине: теоретические обоснования // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 2. С. 394-397.
  5. Чурилова А.А., Попова М.Н., Ермолаева Е.В. Клинический этикет // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 242.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее