ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

167

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (205), Январь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются основные аспекты профессиональных и личностных качеств их взаимосвязь, играющие ключевую роль в профессиональной деятельности школьного психолога. Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями к профессиональным качествам психолога осуществляющему свою деятельность в школе.

Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, ставит перед школой необходимость активного участия специалистов психолого-педагогического профиля, что предполагает у специалистов психологической службы определенных навыков и умений по оказанию профессиональной помощи участникам образовательного процесса.

Современный педагог-психолог – это востребованный и универсальный специалист, обладающий широким функционалом. Если попробовать представить образ специалиста данного профиля, то это одновременно и педагог, и друг, и наставник, и человек с глубоким мировоззрением и гибкостью мышления, эффективно взаимодействующий со всеми участниками образовательного процесса. Современное образовательное пространство предъявляет серьёзные требования к уровню педагога-психолога. «Знакомство ученика и школьного психолога происходит практически сразу после зачисления в первый класс. Для психолога очень важно продиагностировать каждого вновь прибывшего ученика чтобы заранее определить “группу риска” и провести работу с ними до того, как они “наломают дров”. Для творчески одаренных детей может составить план работ по развитию их способностей, неуспевающим и недисциплинированным ученикам — по коррекции их поведения» [2]. 

Школьный психолог в образовательном процессе является связующим звеном между педагогами, родителями и учениками. «Психолог в силу специфики своей профессиональной деятельности является для педагогов носителем образцов делового общения. Для педагога общение с психологом создает благоприятное условие не только для получения необходимой информации об особенностях психической деятельности детей, но и для правильного понимания возрастной динамики их психического развития, внутреннего мира, без чего невозможно управление процессом воспитания, организация нравственно обоснованных форм воздействия на ум, чувства и волю школьника»[3].

Психолог, работающий в школе, должен обладать широким спектром знаний и навыков, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с учениками, родителями и педагогами. Одним из ключевых компонентов профессиональной подготовки школьного психолога является знание психологических теорий и методов, что обеспечивает ему возможность применять эти знания на практике для решения различных задач. Знание психологических теорий позволяет школьному психологу глубже понять механизмы поведения и эмоционального состояния обучающихся. Выбор конкретного метода определяется конкретной ситуацией, спецификой задач и другими факторами. У каждого психолога формируется свои методические выработки, проверенные опытным путем и подтвердившие свою эффективность. Можно выделить основные методы школьного психолога: наблюдение; эксперимент; опросные методы (анкетирование, опросы, беседы); моделирование; психодиагностические тесты; дидактические методы (дискуссия, лекция, рассказы). Эффективная работа психолога в образовательном учреждении требует также умения адаптировать эти знания к конкретным условиям и потребностям учащихся. «Каждый ребенок уникален, и подходы, которые работают для одного ученика, могут быть неэффективными для другого. Поэтому школьный психолог должен быть готов к тому, чтобы гибко изменять свои методы работы в зависимости от ситуации. Это включает в себя не только выбор подходящей техники, но и умение установить доверительные отношения с учащимися, что является важным условием для успешного психологического вмешательства» [1].

В деятельности психолога немаловажную, а порой основную роль играют личностные качества, которые часто бывают взаимосвязаны с профессиональными качествами. Основным качеством личности психолога можно назвать его психологический склад ума. Это выражается в способности подвергать психологическому анализу различные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений. Среди множества личных качеств, необходимых для успешной работы в этой сфере, следует уделить особое внимание - эмпатии и пониманию. Эти качества не только способствуют установлению глубоких межличностных связей, но и позволяют более эффективно решать проблемы, с которыми сталкиваются все участники образовательной среды. Эмпатия, как одно из центральных личностных качеств школьного психолога, представляет собой способность воспринимать и разделять чувства других людей. Эмпатичный психолог способен не только услышать, но и уловить те нюансы, которые могут быть не выражены вербально.

Такое качество как толерантность, включающая в себя терпимость, принятие различий между людьми помогает психологу не просто относится с уважением к различиям, но и стремится понять их, осознать, как они влияют на поведение и эмоциональное состояние учащихся. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Таким образом можно отметить, что профессиональные качества включающие в себя психологические знания и умения, тесно взаимосвязаны с личностными, и в совокупности составляют такие профессиональные важные качества как эмпатия, тактичность, коммуникабельность, наличия знаний и компетентности в профессиональной сфере и др.

Список литературы

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: учебник для вузов – М: Издательство Юрайт, 2024. – 483 с.
  2. Огородникова А.В. Роль психолога, работающего в школе / А.В. Огородникова. // Молодой ученый. — 2022. — №1 (396). — С. 57-59
  3. Султанова Н.К. [и др.] Роль психолога в педагогическом общении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №11-5. – С. 752-755
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее