Мотивация играет ключевую роль в активизации учебной деятельности и достижении учебных целей у студентов. Мотивированные студенты проявляют больший интерес и усердие в учении, проявляют большую самодисциплину и упорство, и более успешно справляются с учебными заданиями. Мотивация определяет степень заинтересованности и стремления студентов к достижению знаний и целей образовательного процесса. К основным факторам, которые могут влиять на уровень мотивации студентов, можно отнести: социальную среду (взаимодействие со сверстниками, преподавателями и родителями), цели и ожидания, самоэффективность и самовосприятие, интерес к предмету и многое другое. [2]
Как видно, на уровень мотивации студентов влияют множество факторов, начиная от социальной среды и заканчивая системой поощрения.
Методы повышения мотивации у студентов:
1. Установление целей: Помогите студентам поставить ясные и реалистичные цели, которые они могут достичь. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и связанными со временем.
2. Предоставление поддержки: Поддержка со стороны преподавателей и окружающей среды имеет большое значение для повышения мотивации у студентов. Предоставляйте индивидуальную помощь и обратную связь, оказывайте поддержку и поощрение, а также создавайте стимулирующую и поддерживающую образовательную среду.
3. Привлечение интереса: Используйте разнообразные методы и материалы, которые привлекут внимание студентов и сделают учебный процесс интересным и вовлекающим. Используйте практические примеры, проблемные ситуации, проектную работу и другие активные методы обучения. [2]
4. Связь с реальной жизнью: Покажите студентам, какие практические навыки и знания они могут получить, изучая определенный предмет или тему. Подчеркните важность учебного материала и его применимость в реальной жизни.
5. Создание соревновательной атмосферы: Введение элементов соревнования или игры в учебный процесс может стимулировать студентов и повысить их мотивацию. Например, можно проводить конкурсы, игры, групповые проекты или награды за достижения.
6. Признание и поощрение: Поощряйте студентов за их достижения и усилия. Это может быть публичное признание, похвала, награда или просто слова поддержки. Позитивное подтверждение помогает студентам чувствовать себя ценными и мотивированными.
7. Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные потребности, интересы и способности каждого студента. Предоставляйте разные варианты выполнения заданий, адаптируйте учебный материал и давайте студентам возможность развиваться в направлениях, которые им интересны. [3]
Проблема мотивации студентов к обучению является одной из наиболее острых и актуальных в образовательной среде. В современном мире, где доступ к информации стал более безграничным, студенты сталкиваются с множеством соблазнов и отвлекающих факторов, которые могут значительно уменьшить интерес к учебе.
Прежде всего, одной из основных причин отсутствия мотивации является несоответствие содержания образовательной программы с современными вызовами и требованиями реальной жизни. Студенты не всегда видят прямую связь между тем, что они изучают, и тем, как они смогут применить полученные знания в реальном мире. Недостаток практической направленности в учебных программах может привести к чувству бесполезности и отчуждения у студентов. Кроме того, студенты зачастую ощущают огромное давление и стресс, связанный с учебой. Плотное расписание, перегрузка информацией, сдача экзаменов - все это создает ситуацию, в которой учеба становится обременительной и вызывает у студентов апатию и усталость. В таких условиях сложно сохранять высокую мотивацию и вдохновение для достижения успеха. Для решения проблемы мотивации студентов к обучению необходимо принять комплексный подход. Важно изменить методы преподавания, сделать учебную программу более практической и актуализированной, а также проводить систематическую обратную связь и поддержку со стороны преподавателей. Так же стоит отметить, целесообразно внедрять новые методы обучения, такие как интерактивные уроки, групповая работа и применение новых технологий, которые могут сделать учебу более интересной и привлекательной для студентов.
Важно помнить, что мотивация - это индивидуальный процесс, и разные методы и подходы могут работать для разных студентов. Поэтому важно быть гибкими и постоянно адаптировать свои методы, чтобы максимально мотивировать каждого студента.
Список литературы
- Дулинец, Т. Г. Исследование учебной мотивации студентов / Т. Г. Дулинец, А. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 4-6.
- Феськова А.А. О проблеме повышения мотивации студентов к обучению / А.А. Феськова // Международный научно-исследовательский журнал.- 2014. - №4 (23).
- Новикова Татьяна Николаевна Повышение уровня учебной мотивации студентов // Наука и образование сегодня. 2018. №1 (24).