Говоря о предоставлении социальных услуг, можно сказать, что значительно долгое время они предоставлялись гражданам при личном визите. Но ситуация значительно изменилась.
В настоящее время активно происходит цифровизация многих услуг, в большей степени этому поспособствовала ситуация с пандемией коронавируса, когда во всем мире люди находились на карантине и многие услуги оказывались дистанционно. Со временем, в период сглаживания ситуации, данная тенденция продолжила развиваться и цифровизация социальных услуг государственными учреждениями стала одним из основных направлений внедрения инновационных процессов в стране. Правительства и различные государственные учреждения, участвующие в развитии и предоставление социальных услуг все чаще переходят на цифровые платформы, что приводит к экономии средств и улучшению управления социальными услугами, а также более эффективному использованию ресурсов социальных учреждений.
Вместе с развитием цифровых социальных услуг также создается и единая система поддержки граждан, при этом многие услуги граждане могут получать автоматически.
Однако, для того, чтобы понимать как общество оценивает такие трансформации, требуется применять цифровые технологии не только в предоставлении социальных услуг, но и в оценке качества предоставления социальных услуг. В связи с этим, в мире происходят огромные изменения в формах и стандартах качества социальных услуг, поскольку цифровизация влияет на оценку качества предоставления социальных услуг, обусловленных "цифровой трансформацией". При этом, важна не только оценка общественности, а также оценка со стороны государственной власти об эффективности применения цифровизации в социальной сфере[1, стр. 167].
Так, процессы цифровизации социальной сферы отслеживаются посредством регулярного регионального мониторинга, направленного на оценку динамики ключевых показателей цифровой трансформации отрасли. Для этого продолжают разрабатываться различные индикаторы и индексы на территориальном уровне.Одним из таких индексов является индекс "Цифровая Россия", суть которого заключается в оценке семи ключевых субиндексов цифровой трансформации регионов.
Также следует отметить, что применяется и методика оценки уровня цифровизации сферы социального обслуживания населения, а именно методика цифрового паспорта, который представляет собой совокупность ключевых показателей цифровизации деятельности социальных служб, среди которых основной акцент находится на следующем: минимальная цифровая корзина, необходимая для предоставления основных услуг; доступность цифровой инфраструктуры и человеческого капитала для цифровизации социальных институтов; объем инвестиций региона в цифровую трансформацию отрасли[3, стр. 197].
Оценка такого набора показателей даетвозможность оценить степень цифровизации социальных институтов, а также проанализировать их готовность к цифровой трансформации в будущем.
Также, для оценки качества предоставления социальных услуг, органами государственной статистики введен агрегированный показатель доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг вв электронной форме, оказываемые с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг от общего количества таких услуг. Данный показатель позволяет оценить степень востребованности государственных платформ по оказанию услуг в электронном формате[4, стр. 212].
Среди других методик оценки качества предоставления социальных услуг можно выделить и социальные опрос населения и анкетирование получателей услуг. Данный опрос проводится среди пользователей и позволяет выявить мнение граждан о качестве предоставления социальной услуги, о доступности, об открытости, полноте и доступности информации, о визуальной стороне цифровой услуги и т.п. [2, стр. 101]
Тем самым, цифровизация в оценке качества предоставления социальных услуг, позволяет дистанционно получить отзыв от пользователей и понять, какие ошибки необходимо исправить.
Таким образом, в заключение статьи можно сказать, что с развитием цифровых государственных услуг по оказанию социальных услуг также стала актуальной необходимость их особой оценки. Соответственно, технологический прогресс не стоит на месте, развитие цифрового общества привело к тому, что большинство социальных услуг люди могут получить в цифровой среде. С одной стороны это создает условия для развития и удобства общества, с другой - требуется более детальная защита данных соавторов и их авторских прав. Но, несмотря на это, такое технологическое развитие позволяет использовать и новые методики оценки качества предоставления социальных услуг, более удобные как для пользователей, так и для государства.
Список литературы
- Блудова, С. Н., Экономика : учебное пособие - Москва : Русайнс, 2022. - 239 с.
- Вишневский К.О. Цифровые технологии в российской экономике - Нац. исслед. университет«Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 116 с.
- Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов– Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.
- Корниенко, О. В., Общая экономическая теория : учебное пособие -Москва : Русайнс, 2022. - 285 с.