С появлением новых технологий, ростом конкуренции и ожиданий клиентов цифровизация в сфере оптово-розничной торговли приобрела наиболее важное значение. В современных условиях цифровизация необходима для улучшения качества обслуживания потребителей и повышения эффективности операций. Компании в сфере ритейл обращаются к технологическим нововведениям, чтобы сохранить свое существование на рынке.
Большинство оптово-розничных компаний для продажи товаров разрабатывали веб-сайты для обеспечения онлайн-продаж. По мере развития цифровой экономики, ритейлеры начали использовать технологии для охвата и обслуживания клиентов, применяя онлайн-продажи и мобильные приложения для идентификации покупателей. В процессе сегментации потребителей были продуманы уникальные подходы, чтобы наладить коммуникацию с клиентом и предложить релевантный продукт [1].
Самым конкурентным бизнесом является электронная торговля. По итогам 2022 года лидирует «СберМаркет», оборот которого, по оценкам INFOLine, год к году вырос на 89% до 21,2 млрд руб. Около 40% россиян совершают покупки в интернете и не собираются возвращать в офлайн-магазины, мотивируя покупки удобством, экономией времени и денег. Развитие цифровых технологий связано с внедрением электронного документооборота: применение онлайн касс, который позволяет максимально оптимизировать денежный поток и формировать взаимодействие с инспекцией [2].
Система онлайн-касс и POS-терминалов создает одинаковые условия для бизнеса, где «недобросовестным» предприятиям тяжелее получать выгоды из-за неуплаты налогов, многие процессы автоматизированы, что приводит к минимизации затрат на персонал. Также происходит упрощение процесса ведения бухгалтерской и налоговой отчетности [3].
Основные преимущества введения онлайн-касс заключается в следующем:
- уменьшение «серого» оборота в розничной торговле и повышение прозрачности операций по кассам – для инспекции;
- регистрация кассы и оплаты налогов без визита в налоговую службу – для продавцов;
- получение кассового чека на электронный адрес покупателя – для потребителей.
Рассматривая POS-терминалы в работе предприятий следует указать, что они имеют множество функций, чтобы оптимизировать оптово-розничную торговлю. Представили ритейла могут настроить свое POS-решение таким образом, чтобы оно могло удовлетворить потребности бухгалтера, сотрудников и клиентов с помощью единой платформы.
Главные достоинства применения POS-терминалов:
- значительное ускорение платежей;
- возможность отслеживания прибыли, формирование отчетов;
- отсутствие необходимости в инкассации;
- снижение влияния человеческого фактора – ошибки, совершаемые кассирами, при работе с данным оборудованием стремятся к нулю;
- упрощения перерасчета и получение информации об остатках на складе [4].
Подводя итог, можно отметить, тенденции помогли ритейлам увеличить продажи, привлечь новую аудиторию, повысить лояльность клиентов. Все это позволило предпринимателям удержаться на плаву в цифровом мире. Сегодня покупатель имеет практически безграничный выбор, благодаря стремительному развитию e-commerce [5].
Список литературы
- Иванова А.Э., Основные тренды цифровизации ритейла, 2022 (дата обращения: 11.11.2022).
- Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP – 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/ii-kvartal-2022-goda-zamedlil-rost-e-grocery-otmechayut-v-infoline/ (дата обращения: 11.11.2022).
- POS-терминалы: что это такое, принцип работы, подключение, как пользоваться – 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/pos-terminaly-chto-eto-takoe-printsip-raboty-podklyuchenie-kak-polzovatsya/ (дата обращения: 11.11.2022).
- Ключевые преимущества использования POS-терминалов – 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn-----7kcbekeiftdh9amwkb4d2o.xn--p1ai/o-preimuschestvah-ispolzovaniya-pos-terminalov-v-torgovle.html (дата обращения: 11.11.2022).
- Кирюхина О.И., Петроченко Т.В., Ключевые тренды российского ритейла на фоне второй волны пандемии COVID-19, 2021 (дата обращения: 11.11.2022).