Содержание работы ДОО с родителями детей раннего возраста

Содержание работы ДОО с родителями детей раннего возраста

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 05.01.2024

Поделиться

Данная научная работа посвящена изучению роли дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в работе с родителями детей раннего возраста. В современном обществе все больше внимания уделяется качеству детства, осознавая его важность для формирования основ личности, социальных и когнитивных навыков. В этом контексте ДОУ становится не только местом ухода за детьми, но и центром комплексного развития и образования. Целью исследования является теоретическое обоснование особенности содержания работы ДОО с родителями детей раннего возраста. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: анализировать современные теоретические и практические подходы к работе ДОО с родителями по воспитанию и развитию детей в раннем возрасте; изучить опыт работы успешных ДОУ и выделить ключевые факторы их успеха; провести эмпирическое исследование с целью выявления эффективных методов и практик, применяемых в ДОУ. Эмпирической базой выступили данные авторского анкетного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Данное исследование выявляет методы, формы и практики, используемые ДОО для сотрудничества с родителями, направленные на улучшение развития и воспитания детей раннего возраста.

В современном обществе наблюдается усиление внимания к качеству детства, где особое место занимает воспитание и развитие в раннем возрасте. Этот период является ключевым для формирования основ личности, социальных и когнитивных навыков. В связи с этим, роль ДОО выходит за рамки простого ухода за детьми, становясь центром комплексного развития и воспитания. Соответственно, эффективное сотрудничество с родителями, как первыми и основными воспитателями, становится не просто желательным, а необходимым условием для успешного развития ребенка. С другой стороны, изменения в социальной структуре, такие как увеличение числа работающих родителей, разнообразие семейных форм, а также растущая информированность родителей о педагогических подходах, требуют новых подходов в работе ДОО. Родители стремятся быть активными участниками образовательного процесса своих детей, ожидая от ДОО не только обеспечения ухода и обучения, но и консультаций, поддержки в вопросах воспитания и развития. Это создает потребность в разработке и внедрении эффективных механизмов взаимодействия между ДОО и семьями, что становится актуальной задачей как для педагогов, так и для исследователей в области образования.

Следовательно, целью исследования становится теоретическое обоснование особенности содержания работы ДОО с родителями детей раннего возраста.

Задачи исследования:

– раскрыть основы взаимодействия ДОО с родителями;

– охарактеризовать важность роли родителей в развитии детей и партнерство с ДОО;

– описать методы и формы взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста;

Ранний возраст имеет исключительно большое значение, так как в этот период закладываются наиболее значимые для успешного гармоничного развития детей способности: уверенность в себе и доверие к другим людям, любознательность, познавательная активность, целенаправленность, настойчивость и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, по мере роста и взросления ребенка, они требуют непременного участия взрослого, определенных педагогических воздействий и средовых условий. Именно в этом возрасте значимый для ребенка взрослый и взаимодействие с ним определяют его познавательный и личностный потенциал, необходимый для успешной и счастливой жизни [6, c.135].

В основе взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) с родителями лежит признание важности роли семьи в развитии и воспитании ребенка. Это взаимодействие строится на принципах уважения, доверия и партнерства, где ДОО и родители выступают как союзники в процессе развития ребенка. Центральным элементом является обмен информацией между педагогами и родителями о потребностях, интересах и успехах ребенка, что позволяет более эффективно подходить к его обучению и воспитанию [2, c.22].

Для укрепления этого взаимодействия, ДОО ставят перед собой задачу не только информировать родителей, но и обучать их, помогая развивать навыки, необходимые для поддержки развития ребенка дома. Это может включать организацию образовательных семинаров и мастер-классов по вопросам раннего развития, питания, психологии, а также методик воспитания. Такой подход помогает родителям чувствовать себя более уверенно в своих родительских компетенциях и способствует созданию единого образовательного пространства, которое охватывает как ДОО, так и семью.

Кроме того, важным аспектом является создание условий для обратной связи от родителей. Это может быть реализовано через анкетирование, родительские комитеты или индивидуальные встречи, где родители могут высказывать свои пожелания и замечания, а также делиться личным опытом и предложениями. Такое взаимодействие позволяет ДОО адаптировать свою работу к потребностям и ожиданиям семей, что в свою очередь способствует повышению качества образовательных услуг [7, c.157].

Ранний возраст – это период формирования у ребенка автономии, хотя самостоятельность в действиях развивается через подражание родителю. Но не через простое копирование, а через совместное действо, через игру в сказку, опыты с предметами, материалами и манипулирование с ними, через физические и спортивные упражнения. Самостоятельно, без помощи профессионалов многие родители не могут это осуществить. Задача родителей и педагогов – помочь ребенку стать самостоятельным в действиях так, чтобы сохранилось чувство уверенности в своих силах.

Роль родителей в развитии ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми учителями и наставниками своих детей, формируя основу для их будущего социального, эмоционального и интеллектуального развития. Взаимодействие ребенка с родителями в раннем возрасте закладывает фундамент для его дальнейшего обучения, здоровья, благополучия и общей адаптации в обществе. Родители оказывают значительное влияние на развитие речи, социальных навыков и первичного понимания мира, что делает их участие в образовательном процессе незаменимым.

Партнерство между ДОО и родителями становится критически важным в контексте поддержки и усиления этого развития. Такое партнерство основывается на общих целях и интересах в отношении благополучия и развития ребенка. Оно предполагает совместное планирование образовательной траектории, обсуждение подходов к воспитанию и развитию, а также разработку совместных стратегий для решения возникающих проблем. Такое взаимодействие помогает ДОО более точно понимать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка, а также обеспечивает родителям чувство участия и влияния на образовательный процесс своих детей [1, c.251].

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОО имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель» [3, c.173].

В ходе сотрудничества с родителями решаются следующие задачи:

– изучение семьи и её образовательных потребностей. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания;

– психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей и информирование;

– вовлечение в совместную деятельность через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы [4, c.85].

Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.  Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет [5, c.239].

Таким образом, методы и формы взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста охватывают широкий спектр действий, направленных на создание эффективного образовательного партнерства. Они включают индивидуальные и коллективные формы работы, такие как личные беседы, родительские собрания, образовательные программы, направленные на повышение педагогической компетентности родителей, и организацию семейного досуга. Взаимодействие с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной деятельности родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Поэтому основной целью организации взаимодействия с родителями является формирование сообщества единомышленников: родителей – педагогов, а также создания единого пространства детского развития.

Взаимодействие включает в себя разнообразные методы и формы, такие как индивидуальные беседы, родительские собрания, образовательные программы и семинары. Эти подходы направлены на создание открытого диалога и обмена информацией между ДОО и семьями, обеспечивая родителям понимание и поддержку в воспитательном процессе. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, учитывающему специфические потребности и особенности каждой семьи.

Список литературы

  1. Баянова, З. И. Особенности взаимодействия педагога и родителей в период адаптации детей раннего возраста / З. И. Баянова, А. Ю. Сафина // Инновации и технологии: общество, право, образование : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Сибай: Сибайский информационный центр – филиал государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Издательский Дом "Республика Башкортостан", 2021. – С. 250-252.
  2. Гереева, К. А. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации / К. А. Гереева // Научно-Технический прогресс как механизм развития современного общества : сборник статей. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. – С. 20-23.
  3. Дронова, Ю. А. Психолого-педагогическое консультирование родителей детей раннего возраста в ДОУ / Ю. А. Дронова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-2. – С. 172-174.
  4. Овечкина, Н. М. Организация методической помощи педагогам в просвещении родителей детей раннего возраста: из опыта прошлого / Н. М. Овечкина // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 1. – С. 80-86.
  5. Хабарова, Ю. В. Проблема повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста / Ю. В. Хабарова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 239-240.
  6. Чилингарян, Г. С. Взаимодействие воспитателя и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения / Г. С. Чилингарян, О. А. Адаменко, Е. А. Чеснокова // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития : Сборник статей. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 134-136.
  7. Шайдуллина, Р. М. Организация педагогического взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду / Р. М. Шайдуллина // Актуальные исследования. – 2023. – № 5(135). – С. 156-158.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary