РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 19.12.2023

Поделиться

Автор статьи в лаконичной форме раскрывает актуальный вопрос в области реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования – речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком, развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений и компетенций, а также умений и навыков связной речи. Соответственно, среди многих и важных задач воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО речевое развитие и формирование компетенций речевого общения являются одним их главных и первостепенных.

На современном этапе развития отечественного дошкольного образования вопросы воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются актуальными и особо значимыми в свете реализации вступившего в силу нового нормативного документа. В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года          № 1028 была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Документ вступил в силу с января  2023 года и дошкольные учреждения нашей страны с 1 сентября 2023 года уже реализуют его требования в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации (ДОО). Утвержденный «федеральный норматив более детализирован, поэтому его состав может стать базовой основой при разработке собственной программы ДОО» [6, с. 3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание педагогического процесса включает несколько образовательных областей, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимодополняемы по своей сущности. Так в состав образовательных областей входят: «социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие» [7, с. 5]. Содержание образовательной программы направлено на развитие личности ребенка, его мотивации и способностей в различных видах деятельности.

Так, в частности, речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [7, с. 7].

Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста можно рассматривать, как развитие умений понимать и пользоваться языком, развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений и компетенций, а также умений и навыков связной речи. Соответственно, среди многих и важных задач воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО речевое развитие и формирование компетенций речевого общения являются одним их главных и первостепенных.

Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание детей, «способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и педагогического сотрудничества» [4, с. 180]. Воспитатель и другие дошкольные работники (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-дефектолог, логопед, специалист по изобразительной деятельности, педагог-психолог и др.) совместно с родителями создают в детском саду и дома благоприятные условия для речевого развития детей. Следует отметить «всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребёнка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании» [4, с. 69]. В педагогическом пространстве «субъектами образовательного процесса являются дети, педагоги и родители, которые во взаимодействии могут достичь ожидаемых результатов» [1, с. 59], в частности, и в области речевого развития детей.

В соответствии с требованиями ФОП ДО работа в области речевого развития детей начинается с периода 2-х месяцев от рождения ребёнка и до 1 года. В этот возрастной промежуток у ребёнка формируются предпосылки для развития речи; побуждение вступать со взрослыми в общение, в процессе которого ребенок повторяет фонемы, произносит слова и учится связывать их со смысловым содержанием; учится понимать речь взрослого, обогащается пассивный словарь. Ребёнок учится соотносить слова и предметы, произносить слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий. Педагог даёт образцы правильного произношения звуков родного языка, интонационно-выразительной речи. Речевые игры-упражнения с детьми строятся на содержании фольклорных текстов, которые обыгрывают предметы и игрушки. К поисковым действиям используют вопрос «где?» и ребенок находит названный предмет. Педагог формирует у ребёнка понимание обращённой к нему речи в виде четких и коротких фраз, а также отдельных слов. В процессе действий по уходу за детьми воспитатели и родители закрепляют в речи новые простые слова, развивают умение называть окружающие предметы быта, мебели, игрушек, одежды. Особую роль в развитии речи детей играет поощрение взрослого за правильное выполнение простых игровых действий. Ребёнок откликается на своё имя и показывает окружающие предметы.

В период от 1 года до 2-х лет продолжается работа по развитию понимания речи детей, у них расширяется запас понимаемых слов. У детей развивается активная речь. Воспитатель привлекает детей к слушанию произведений устного народного творчества (потешки, пестушки, песенки, сказки), с наглядным сопровождением – использованием для малышей игрушек, книжек-игрушек, книжек-картинок и игровыми действиями с игрушками. Важно в этом период поддерживать положительные эмоциональные реакции в процессе чтения фольклорных и коротких литературных художественных произведений. Дети учатся выражать своими словами просьбы и желания. Педагог активизирует речь детей, побуждает её использовать как средство общения с окружающими, формирует умение включаться в диалог с помощью доступных средств – вокализаций, движений, мимики, жестов, слов.  В процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом педагог поддерживает речевую активность детей.

 В период от 2-х до 3-х лет в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются – формирование словаря;  развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; активизация интереса к художественной литературе. В период от 3-х до 4-х лет вышеперечисленные задачи остаются важнейшими, и к ним еще добавляется - подготовка детей к обучению грамоте. Важно иметь в виду и родителям и педагогам – то, какая «основа будет заложена в ранние годы» [2, с. 146] в процессе подготовки детей к школе, настолько успешным в дальнейшем будет складываться учебно-познавательная деятельность младшего школьника в ходе обучения в начальных классах.

Количественные и качественные показатели педагоги и родители продолжают наращивать в речевом развитии детей от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет, от простого к сложному, поэтапно, с соблюдением всех методических и нормативных требований, включая дошкольников в игровую и проектную деятельность. «Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей в этот период» [5, с. 115]. В игре и через игру ребёнок познаёт себя и окружающий мир, себя в этом мире. В формате проектной деятельности все субъекты педагогического процесса ДОО «включены в реализацию конкретной темы, обладающей социально-значимым результатом» [3, с. 127].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что решение совокупных задач воспитания в формате образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», а это предполагает «владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво» [6, с. 69], т.е. на правильном, богатом, образном языке.

Список литературы

  1. Веденькина М.В. Сотрудничество воспитателя и родителей дошкольников в правовом контексте как одно из требований ФГОС ДО / В сборнике: Методология и технология проектной деятельности в образовательном учреждении. Сборник статей по итогам проведения III Всероссийской научно-практической конференции кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры Астраханского государственного университета. Астрахань, 2022. С. 59-61. https://elibrary.ru/item.asp?id=50371549
  2. Веденькина М.В. Модель развития познавательной самостоятельности у младших школьников // Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. 2006. № 5 (18). С. 145-149. https://elibrary.ru/item.asp?id=12380689
  3. Веденькина М.В., Емельянова О.Н. Проектная деятельность дошкольников в образовательном учреждении: теоретико-методологический аспект // Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (49). С. 126-130. https://elibrary.ru/item.asp?id=21759620
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  5. Словарь-справочник по педагогике / Автор-составитель: В.А. Мижериков; Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2023. – 224 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее