ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОДРОСТКОВ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОДРОСТКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 15.12.2023

Поделиться

В статье рассматривается проблема взаимосвязи типов семейных взаимоотношений с социально-психологической адаптацией старших подростков. Авторами была обоснована актуальность обращения к теме данного исследования, сформулирована цель, дана характеристика методов исследования и выборки, представлены результаты исследования родителей и их детей подросткового возраста. С помощью методов математической статистики были выявлены какие типы семейных взаимоотношений (гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка чрезмерность требований-запретов, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания) способствуют, а какие наоборот препятствуют успешной социально-психологической адаптации подростков.

Такие отечественные психологи как Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.В. Драгунова, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова писали о пубертатном периоде и важности своевременного решения задач этого возраста, чтобы меньше было сложностей во взрослой жизни. В это время дети переживают один из сложных возрастных кризисов. И то насколько успешно дети из него выйдут во многим зависит от сформированности у них адаптивных механизмов.

В своей статье «Взаимосвязь уровня субъективного контроля с социально-психологической адаптацией подростков» мы рассмотрели процесс адаптации с биологической, психологической и социально-психологической точек зрения. Социально-психологическую адаптацию Ключникова Л.В. определяет как «процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для нее деятельности в данных условиях с целью достижения оптимального соответствия между личностью и социальной средой» [3, с. 4].

Среди ученых, занимавшихся изучением родительского отношения и то какое влияние оно оказывает на детей, можно назвать А.А. Бодалева, В.И. Гарбузова, А.Л. Захарова, Д.Л. Исаева, И.М. Марковскую А.С. Спиваковскую, В.В. Столина, Г.Т. Хоментаускаса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса [1]. Работы перечисленных нами ученых-исследователей подтверждают выводы о том, что родительские отношения обусловлены личностными особенностями самих родителей, их психическими состояниями, жизненным опытом и мало зависят от особенностей ребёнка [2].

Исходя из вышесказанного целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи типов семейных взаимоотношений с социально-психологической адаптацией подростков.

Методики исследования: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса, Р.Даймонда;

Выборку исследования составили подростки обоих полов в возрасте 14-15 лет, и их родители, всего было опрошено 20 подростков и 20 родителей.

Результаты диагностики типов семейных взаимоотношений представлены на графике 1.

 

 График 1. Типы семейных взаимоотношений

На вышепредставленном графике видно, что в группе наших респондентов преобладают такие типы семейных взаимоотношений как гиперпротекция, минимальность санкций, недостаточность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-запретов к ребенку, воспитательная неуверенность родителя, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (типы семейных взаимоотношений были перечислены нами в порядке убывания).

Далее для достижения поставленной цели исследования, с помощью методов математической статистики, нами были установлены статистически значимые корреляционные связи между типами семейных взаимоотношений и различными критериями социально-психологической адаптации. Выявленные нами статистически значимые связи представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты математического анализа (выборочные данные)

 

Типы семейных взаимоотношений

Шкалы социально-психологической адаптации

Дезадаптивность

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Внешний контроль

Ведомость

Уход от проблем

Г-

R

0,414

-0,105

0,192

-0,658**

0,525*

0,093

0,181

p

0,088

0,678

0,445

0,003

0,025

0,714

0,473

У-

R

0,145

-0,496*

0,225

-0,224

0,177

0,043

0,082

p

0,567

0,036

0,369

0,371

0,483

0,865

0,747

З+

R

0,358

-0,258

0,091

-0,312

0,498*

0,086

0,231

p

0,145

0,302

0,718

0,207

0,036

0,735

0,357

РРЧ

R

0,342

-0,532*

0,327

-0,304

0,213

0,536*

0,053

p

0,164

0,023

0,186

0,219

0,396

0,022

0,836

ВН

R

0,283

-0,235

0,169

-0,625**

0,334

0,229

0,125

p

0,255

0,348

0,502

0,006

0,176

0,360

0,620

ФУ

R

0,347

-0,017

0,062

-0,275

0,476*

0,140

0,250

p

0,158

0,946

0,807

0,270

0,046

0,580

0,316

ВК

R

0,513*

-0,153

0,481*

-0,388

0,524*

0,147

0,531*

p

0,030

0,543

0,043

0,112

0,026

0,562

0,023

Примечание:

Г- – гипопротекция,

У- – игнорирование потребностей ребенка,

З+ – чрезмерность требований-запретов,

РРЧ – расширение сферы родительских чувств,

ВН – воспитательная неуверенность родителя,

ФУ – фобия утраты ребенка,

ВК – вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Между таким типом семейных взаимоотношений как гипопротекция (Г-) и таким показателем социально-психологической адаптации как эмоциональный комфорт установлена отрицательная статистически значимая связь, а с таким показателем как внешний контроль – положительная. То есть, чем меньше родители обращают внимания на своего подростка, тем больший эмоциональный дискомфорт он испытывает и больше нуждается во внешнем контроле.

Между таким типом семейных взаимоотношений как игнорирование потребностей ребенка (У-) и таким показателем социально-психологической адаптации как принятие других установлена отрицательная статистически значимая связь. Чем больше игнорируются потребности подростка, тем меньше он принимает окружающих людей.

Между таким типом семейных взаимоотношений как чрезмерность требований-запретов (З+) и таким показателем социально-психологической адаптации как внешний контроль установлена положительная статистически значимая связь. Чем больше запретов и требований со стороны родителей, тем больше подросток нуждается во внешнем контроле.

Между таким типом семейных взаимоотношений как расширение сферы родительских чувств (РРЧ) и таким показателем социально-психологической адаптации как принятие других установлена отрицательная статистически значимая связь, а с таким показателем как ведомость – положительная. Чем больше расширяют родители свои чувства на сферу подростков, тем меньше они принимают других, становясь при этом ведомыми.

Между таким типом семейных взаимоотношений как воспитательная неуверенность родителя (ВН) и таким показателем социально-психологической адаптации как эмоциональный комфорт установлена отрицательная статистически значимая связь. То есть если родители неуверенны в своей воспитательной тактике/позиции, тем больший эмоциональный дискомфорт переживают подростки.

Между таким типом семейных взаимоотношений как фобия утраты ребенка (ФУ) и таким показателем социально-психологической адаптации как внешний контроль установлена положительная статистически значимая связь. Чем больше родители боятся потерять своего ребенка, тем сильнее подросток нуждается во внешнем контроле.

Между таким типом семейных взаимоотношений как вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) и такими показателями социально-психологической адаптации как дезадаптация, непринятие других, внешний контроль и уход от проблем установлены положительные статистически значимые корреляционные связи. Чем больше родители конфликтуют между собой, тем более дезадаптивны подростки, не принимают окружающих, нуждаются во внешнем контроле и стремятся уходить от проблем, не решая их.

Таким образом, такие типы семейных взаимоотношений как гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания осложняют процесс социально-психологической адаптации подростков.

Список литературы

  1. Добрянская, М. П. Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме / М. П. Добрянская. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 10 (405). – С. 66-68. – URL: https://moluch.ru/archive/405/89404/ (дата обращения: 13.12.2023).
  2. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. – 2017. – № 8. – С. 61-70.
  3. Ключникова Л.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия: На примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2001. – 26 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary