Международно-правовая охрана авторских прав

Международно-правовая охрана авторских прав

В данной научной статье рассматривается вопрос международно-правовой охраны авторских прав. Анализируются основные международные документы, регулирующие эту область, и выявляют основные проблемы и противоречия, возникающие в процессе международной защиты авторских прав.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 11.12.2023

Поделиться

Международное сообщество в последние десятилетия сталкивается с острой необходимостью регулировать правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью и её объектами. По мере развития информационных технологий людям стало заметно проще делиться результатами интеллектуальной деятельности [7]. Однако, подобная деятельность с точки зрения права – тоже труд, и его результат должен охраняться нормативно-правовыми актами соответствующим образом. Поэтому на протяжении всего XX века международное сообщество активно развивало универсальное правовое регулирование в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В понятие интеллектуальной собственности входят три самостоятельных блока: авторские права, смежные права и промышленные права.

В Российской Федерации регулирование отношений, осложненных иностранными элементами, в сфере авторского права и вообще в сфере интеллектуального права осуществляется, среди прочего, через международные правовые нормы. Это обусловлено возможностями возникновения коллизий норм законодательства Российской Федерации в данной сфере с нормами законодательства других государств [6]. Международное правовое регулирование в сфере авторских прав претерпело некоторое развитие и изменение. Началом создания международной системы охраны авторских прав стали Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года, а также Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 года.

Бернская конвенция 1886 года является своего рода образцом «монументальности» действий международных норм. В настоящее время к числу участников Бернской конференции относятся Российская Федерация, США, Китай, в общей сложности – более 150 стран [3].

Кроме совершенствования системы защиты авторского права, осуществляемой в европейских странах, развивалась и система защиты авторского права на американских континентах. Первый шаг в 1889 году - принятие на конференции в Монтевидео Конвенция о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основной принцип Конвенции был закреплён в доктрине национальных властей, перекочевал в последующие американские конвенции и закрепился в системе охраны авторского права, например, уже в Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902 г., в Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок и литературной и художественной собственности, заключенной 23 августа 1906 г. [5].

В середине ХХ века возник вопрос о необходимости выработки единой Всемирной Конвенции по защите прав авторов. В рамках Организации Объединенных Наций прошло изучение вопроса о принятия данной единой конвенции. Однако, все усилия и обсуждение предложенных проектов новейшей конвенции, учитывающие европейские и американские подходы к унификации авторских прав, были тщетны. Слишком значительной была разница в правовых традициях между европейской и американской системами частного права [2].

В дальнейшем значительным препятствием для совершенствования международной системы защиты авторских прав стало прекращение нормотворческих действий в связи с событиями Второй Мировой войны. Работы по урегулированию возобновились только в 1946 году: тогда в Северной Америке была принята новая Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения. Также была разработана Вашингтонская Конвенция 1947 года, а в 1948 году на Брюссельской конференции была вновь пересмотрена Бернская конвенция [1].

Наконец, в 1952 году был принят так называемый Всемирный кодекс авторского права, работа над согласованием текста которого длилась три года. Юридическая литература отмечает, что существенная особенность Всемирной конвенции об авторском праве заключается в том, что первоначально в ней регулировалось лишь одно право авторов – право перевода. Однако, более заметной и памятной датой для авторов, является внесение в Конвенцию 1952 года положения об охране произведения с указанием особого символа, обозначающего авторские права и года, когда произведение выпущено в свет. Несмотря на то, что Бернская конвенция обладала обратной силой, Всемирная конвенция ей не обладала. Всемирная конвенция была основополагающей для того, чтобы обеспечить защиту права собственности авторов литературы, науки и искусства каждого государства-участника [7].

Одной из главных проблем применения Всемирной Конвенции стало существование вместе с ней и других нормативно-правовых источников. В этой связи во Всемирную конвенцию были внесены нормы о её взаимодействии с другими Конвенциями.

Всемирная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, число которых существенно меньше аналогичных норм в Бернской конвенции: положение, в котором авторское право относится к исключительному праву автора перевода, выпуска в свет переводов произведений, охраняемых на основе Конвенции.

На Парижской конференции 1971 года была пересмотрена Бернская конвенция и Всемирная конвенция. Таким образом, Всемирная конвенция включила в себя статью о защите таких прав авторов, как право воспроизведения своих произведений любым способом, право публичного исполнения и радиопередач. Сам факт Парижской конференции и пересмотра двух ключевых международных источников права в сфере авторского права достойно внимания, так как свидетельствует об актуальности охраны авторского права на международном уровне [5].

Список литературы

  1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года [Электронный ресурс]. Международная конвенция об авторском праве. М., 1982 – Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/1900493
  2. Воропаева Е.А. Защита авторских прав в международном частном праве (МЧП)/ Е.А. Воропаева// Проблемы и перспективы современной науки. – 2019. С. 156-161.
  3. Право интеллектуальной собственности. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Позднякова Е. А., М.: Юрайт, 2019.- 322 с.
  4. Энтин В.Л., Интеллектуальная собственность в праве Европейского союза. М.: Статут, 2018.- 174 с.
  5. Хасанов Э. Р. (2015). Особенности реализации положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года / Э.Р. Хасанов// Социально-политические науки. -2015г. – № 4. – С. 67-69.
  6. Новокшонова Н.А. К вопросу об объективной форме выражения в авторском праве в условиях глобализации/ Н.А. Новокшонова // Профильное и профессиональное образование в условиях современного поликультурного пространства. Материалы VI Международной научнопрактической конференции. – 2018г. -С. 109-114.
  7. Рузакова О.А., Договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: учебно-практическое пособие для магистров. М.: Проспект, 2017.- 144 с. 13. Щербак Н. В., Право интеллектуальной собственности. Общее учение. Авторское право и смежные права. М.: Юрайт, 2019.- 310 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary