НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

177

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Поделиться

В последние годы электронный документооборот стал неотъемлемой частью современного бизнеса. Он значительно упрощает и ускоряет процессы обмена информацией, позволяет сократить расходы на бумажную документацию и повысить эффективность работы организации в целом. Однако, развитие этой отрасли требует нормативного регулирования, чтобы обеспечить безопасность данных и защиту интересов всех участников рынка.


История нормативного регулирования рынка услуг электронного документооборота началась еще в конце XX века. В то время мир только начинал осознавать преимущества использования электронных документов и необходимость создания правовых рамок для их обращения. Появление первых законов и нормативных актов оказало положительное воздействие на развитие отрасли, способствуя появлению новых технологий и сервисов.


Однако, несмотря на проделанную работу, на сегодняшний день остается множество проблем, которые затрудняют развитие рынка услуг электронного документооборота. Одной из основных является фрагментация законодательства в различных странах, что создает сложности при проведении международных операций. Также наблюдаются проблемы с аутентификацией электронной подписи и защитой данных от кибератак.


В связи с этим возникает необходимость разработки новых нормативных актов, которые бы учитывали все изменения в технике и технологиях документооборота. Ключевая задача состоит в достижении единого правового поля для всех участников рынка услуг электронного документооборота. Это позволит повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить юридическую гарантию клиентам и стимулировать инновационное развитие отрасли. В данной статье будут рассмотрены причины возникновения проблем на этом рынке, а также перспективы его развития при определенном нормативном регулировании.

Понятие электронного документа содержится в федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - в пункте 11.1 статьи 2[1]. Это представленная в электронной форме документированная информация, которую может воспринимать человек, применяя электронные вычислительные машины, при этом информация может передаваться по информационно-телекоммуникационным сетям, быть доступной для обработки в информационных системах.

Исторический обзор нормативного регулирования рынка услуг электронного документооборота начинается с появления первых электронных документов в середине XX века. Начальные этапы развития данной сферы сопровождались отсутствием четкого законодательства и правил игры. Однако с появлением первых официальных электронных документов, таких как электронные паспорта и дипломы, возникла необходимость создания нормативной базы для регулирования их оборота.

В 1990-х годах стали активно разрабатываться и приниматься законы, посвященные электронному документообороту, в различных странах мира. В 1996 году в США был принят Electronic Signatures in Global and National Commerce Act (ESIGN Act), который признал электронные подписи и электронные документы равнозначными их бумажным аналогам. Этот акт послужил примером для других стран, которые также начали разрабатывать аналогичное законодательство.

Следующим важным этапом в истории регулирования рынка услуг электронного документооборота стало принятие в 2000 году в Европейском Союзе Директивы о электронной торговле, которая разработала правовую основу для электронных сделок и электронной идентификации. Данная Директива обозначила общепринятые правила, определяющие электронный документооборот на территории Европейского Союза.

В последние годы внимание к вопросам нормативного регулирования рынка услуг электронного документооборота возросло, особенно в свете развития новых технологий, таких как блокчейн и искусственный интеллект.

Актуальные проблемы в нормативном регулировании рынка услуг электронного документооборота. В настоящее время рынок услуг электронного документооборота является динамично развивающейся областью экономики. Однако, несмотря на его значительный потенциал и важность для современных бизнес-процессов, на этом рынке существуют определенные проблемы, связанные с нормативным регулированием.

Одной из главных проблем является отсутствие унифицированных нормативных актов, регулирующих все аспекты деятельности в сфере электронного документооборота. Обычно нормативные акты рассматривают только отдельные аспекты данной области и недостаточно учитывают ее сложность и многообразие. В результате, возникают пробелы и неоднозначности в законодательстве, что затрудняет деятельность предприятий и создает юридическую неопределенность.

Кроме того, рынок услуг электронного документооборота сталкивается с проблемой отсутствия единого стандарта для обмена электронными документами. Различные организации и государства используют разные форматы и протоколы, что затрудняет взаимодействие между ними. Для эффективного функционирования рынка необходимо разработать и внедрить универсальные стандарты, позволяющие свободно передавать и обрабатывать электронные документы.

Еще одной актуальной проблемой является защита информации в сфере электронного документооборота. При передаче и хранении электронных документов существует риск несанкционированного доступа, взлома или потери данных. Это создает серьезные угрозы для конфиденциальности и целостности информации.

Перспективы развития нормативного регулирования рынка услуг электронного документооборота выглядят обещающе в контексте современных технологических достижений и изменений в бизнес-процессах. Одной из главных перспектив является дальнейшее развитие и усовершенствование электронной подписи, которая играет ключевую роль в обеспечении юридической значимости электронных документов.

Возможность использования криптографических алгоритмов и средств идентификации позволит повысить степень доверия к электронным подписям и обеспечить их применение в самых различных сферах деятельности. Также видимы перспективы внедрения блокчейн-технологии в электронный документооборот, что приведет к еще большей защите данных и повышению прозрачности процессов.

Другим важным направлением развития является улучшение системы электронного хранения и обмена документами. Внедрение облачных технологий и цифровых платформ позволит значительно упростить процессы работы с документами, снизить затраты на их обработку и хранение, а также обеспечить максимальную доступность и безопасность данных.

Однако существуют и ряд проблем, которые требуют решения при дальнейшем развитии нормативного регулирования. Одна из них связана с необходимостью гармонизации нормативных актов, как на национальном, так и на международном уровне. Имеющиеся различия в законодательстве разных стран создают определенные препятствия для эффективного функционирования международных бизнес-процессов.[2]

Электронный документооборот - это процесс обмена электронными документами между организациями и государственными органами без использования бумажных носителей. Он приносит значительные преимущества на рынке услуг, но также сталкивается с некоторыми вызовами.

Одним из главных преимуществ электронного документооборота является повышение эффективности и оперативности процесса. Электронные документы обрабатываются быстрее, чем бумажные, и не требуют длительного времени на доставку и почтовые услуги. Это позволяет сократить время на выполнение рутинных операций и ускорить общий процесс работы.

Еще одним преимуществом является экономическая выгода. Использование электронного документооборота позволяет сократить расходы на бумажные носители, печать и доставку документов. Это особенно актуально для компаний с большими объемами документации.

Кроме того, электронный документооборот обеспечивает повышенную безопасность и контроль за документами. Цифровые подписи и шифрование данных обеспечивают аутентификацию и защиту информации от несанкционированного доступа. Это снижает риск утраты и подделки документов, а также уменьшает возможность ошибок в процессе обработки.

Однако, использование электронного документооборота также вызывает некоторые вызовы и проблемы. Во-первых, необходимо учитывать различные правовые и нормативные требования к электронному документообороту. Это может потребовать соответствующих изменений в законодательстве и создания специальных инфраструктур для его реализации.

Государство играет важную роль в нормативном регулировании рынка услуг электронного документооборота. Исторически, государство с первых шагов развития электронного документооборота принимает законы и нормативные акты, которые определяют правила и порядок проведения электронных операций.

Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются государства при регулировании рынка электронного документооборота, является обеспечение безопасности и конфиденциальности обмена электронными документами. В связи с этим разрабатываются специальные законы, которые определяют требования к защите информации, механизмы и алгоритмы шифрования, устанавливают ответственность за незаконный доступ к электронным документам.

Государство также регулирует вопросы взаимодействия между различными участниками рынка электронного документооборота. Создание стандартов и нормативных требований к электронным документам, таким как форматы файлов, правила их обработки и передачи, создает единое пространство для взаимодействия между участниками, облегчая проведение электронных операций и минимизируя возможность ошибок и несоответствий.

Понятие «электронный документ» встречается в нормативно-правовой базе гораздо чаще, хотя не везде даётся его определение, чаще речь идёт о подписание электронных документов цифровой подписью, что также регламентируется рядом нормативных актов.

Например, право подписывать документы электронным аналогом подписи (ЭП) установлено статьей 160 ГК РФ[3], её дублирует статья 434 указанного документа, в которой допускается заключение письменного договора в виде электронного документа.

Об электронной форме документа говорится в статье 93 Налогового кодекса РФ, который может быть представлены для проверки сотрудникам ФНС РФ. Например, счёт-фактура может быть представлена в электронном виде, что допускается нормы статьи 169 НК РФ.[4]

Все электронные документы в обязательном порядке подписываются электронной подписью (имеющей такую же юридическую силу, что и ручная подпись), виды ЭП, которые используются при подписании различных документов, перечислены в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Указанный закон можно считать основным нормативным актом, который напрямую относится к правовой регламентации электронного документооборота.

Также отметим Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором нормы статьи 9 допускают оформление первичных бухгалтерских документов в электронной форме, необходимым условием выступает наличие электронной подписи на таких документах.[5]

Одним из основных направлений развития нормативного регулирования рынка услуг электронного документооборота является унификация и гармонизация правовых норм и требований. Это позволяет продвигать электронный документооборот на международном уровне, упрощая его использование и обмен информацией между различными странами и организациями.

Таким образом, электронный документооборот в настоящее время регламентируется рядом документов, которые претерпевают изменения в результате трансформации правового поля. В 2022 году произошло наиболее много изменений в законодательстве, которые коснулись получение электронных подписей, введения МЧД, внедрения форматов электронных перевозочных документов. Государство ставит перед собой на перспективу долгосрочную цель - цифровизацию документооборота, что касается не только органов государственной власти и государственного управления, но и бизнеса, в связи с чем электронный документооборот уже внедряется как обязательный на основании норм федерального законодательства, которое требует систематизации в понятиях и принятия единого документа об электроном документооборте.

 


[1] Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.12.2022. № 52. Ст. 9366.

[2] Ефимова Е. Юридические аспекты перехода на ЭДО: нормативное регулирование и подготовка – URL: https://iitrust.ru/articles/expert.

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

[4] Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. № 15. Ст. 2036.

[5] Бобылева М.П. О жизненном цикле системы электронного документооборота // Делопроизводство. 2023. № 3. С. 5-13.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448
  3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. № 15. Ст. 2036
  4. Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2019. № 52 (часть I). Ст. 7794
  5. Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.12.2022. № 52. Ст. 9366
  6. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2020 № 34). – URL: https://www.nalog.gov.ru
  7. Бобылева М.П. О жизненном цикле системы электронного документооборота // Делопроизводство. 2023. № 3. С. 5-13
  8. Ефимова Е. Юридические аспекты перехода на ЭДО: нормативное регулирование и подготовка – URL: https://iitrust.ru/articles/expert
  9. Законы об электронном документообороте – URL: https://kontur.ru/diadoc