АЛАПАЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ)

АЛАПАЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ)

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 04.07.2021

Поделиться

Данная статья направлена на подготовку к экскурсии по музею истории Алапаевской узкоколейной железной дороги (далее АУЖД), рассчитанная на аудиторию старшеклассников (10-11 классы). Статья приводит данные по краткой характеристике узкоколейки, её периодизации, проблемах и перспективах. Далее небольшой пояснение о стандартах образования и их требованиях к современному обучению. После этого идет повествование самой экскурсии с примерами, на основании материалов, экспонатов и экспозиций музея.

Алапаевская узкоколейная железная дорога (далее – АУЖД) имеет важную роль в истории развития данного региона, так как она внесла значительный вклад в развитие г. Алапаевска. За свою 123-летнюю историю существования узкоколейка претерпевала различные экономические, финансовые, административные изменения. Автором предложена периодизация истории АУЖД из четырех этапов:

  • частное предприятие (1898–1918 гг.);
  • в составе Алапаевского металлургического завода (1918–1936 гг.)
  • в составе различных органов управления лесным хозяйством (1936–1998 гг.);
  • муниципальное предприятие (1998 – по настоящее время) [1, с. 5].

В последнее десятилетие XXI в. поднимается проблема значимости АУЖД на современном этапе ее развития. Узкоколейка намечает важную для своего поддержания перспективу – развитие экскурсионного туризма, что влечет за собой приток финансовой составляющей.

В частности, школьное образование по Федеральным государственным образовательным стандартам определяются важность изучения истории родного края в разделе краеведение в качестве требований к результатам образования формирующуюся личность [7]. Встает вопрос необходимости изучения истории предприятий края, которые способствовали прогрессивному развитию округа.

Стандарты образования требуют одним из результатов школьного образования воспитание ориентированной личности, владеющей информацией о своем прошлом, своем крае, о ценностях и традициях, о процессах, формирующих развитие своего региона. АУЖД относится к одному из важнейших предприятий, историю которого нужно изучать. 

Автором была разработана экскурсия по музею истории АУЖД, находящемся в г. Алапаевск. Разработка выступает в качестве внеурочного мероприятия для обучающихся старших классов. Она предполагает знакомство обучающихся с историей узкоколейной дороги, с ее периодизацией, а также с пиком развития и упадком на современном этапе.

На основании этой цели формируются познавательные, воспитательные и развивающие задачи, которые помогут обучающимся прикоснуться к истории дороги, сформировать заинтересованность как к истории своего края, так и к истории в целом, а также умении выделять значение данного предприятия для округа, творческого и пространственного мышления. Помимо этого, данная разработка способствует формированию чувства патриотизма гражданской позиции.

Разработанная экскурсия рассчитана на 1 час для обучающихся старших классов (10-11 класс).  Главные требования к тематике: показать значительность АУЖД для истории округа, актуальность, разносторонность и связь с современностью и нынешнее состояние.

При отборе экспозиций учитываются следующие критерии:

  • Познавательная ценность;
  • Необычность, неповторимость;
  • Достоверность фактов;
  • Сохранность, целостность;
  • Первоочередная значимость.

При подготовке экскурсии важно учесть не только самой экскурсии, но и организационную часть, в ходе которой проводится инструктаж, правила поведения и знакомство с маршрутом экскурсии и ее продолжительностью. Для экскурсовода важно иметь «портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных материалов, используемых в ходе проведения экскурсии, назначение которых максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. В него включены видеоролики и фильмы об узкоколейной дороге, фотографии людей, внёсших вклад в развитие, а так же наглядные материалы вне музея, как например действующий подвижной состав, пассажирский и грузовой.

Методическая разработка должна выполнять следующие функции:

  • подсказывать экскурсоводу путь для полного и правильного раскрытия темы;
  • помогать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;
  • содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
  • учитывать интересы определенной группы экскурсантов;
  • соединять показ  и рассказ в одно целое.

При составлении маршрута экскурсии важно суметь акцентировать внимание на более значимых объектах, представленных в экспозициях музея, а также на тех материалах, которые несут важную информацию об истории АУЖД. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ экскурсовода. На каждый объект отводится не более 5-7 минут.

На основе экспонатов музея истории АУЖД, различных письменных и устных материалов, фотографий, видеороликов, фильмов и интернет-ресурсов составляется интересный и увлекательный маршрут, в том числе и виртуальный. Это способствует в современных условиях более углубленно познакомиться с историей дороги, при этом выбрать для себя более интересный формат.

Экскурсия по музею повествует об истории АУЖД, от 1894 – начала строительства, до 2021 года – изменениях, происходящих на предприятии. 

Маршрут экскурсии представлен тремя блоками, соответствующими местоположению проведения экскурсии. Первый блок – площадка возле музея истории АУЖД – здесь происходит знакомство экскурсантов с историей самого музея. Второй блок – помещения музея, экспозиции, экспонаты, фотографии, письменные материалы. Третий блок – часть территории музейного комплекса на открытом воздухе, где располагается экспозиция-памятник тепловозу ТУ-2.

При желании группы экскурсантов, маршрут может быть продлен к станции узкоколейки и посещению подвижного состава. При этом, можно отправиться в небольшое путешествие по железной дороге до поселка городского типа Верхняя Синячиха [6].

Первый блок экскурсии начинается на площадке возле музея и повествует об его истории. Он открылся в 1989 г. в городе Алапаевске благодаря инициативе ветеранской организации железнодорожников узкой колеи [3, с. 12]. Занимает часть исторической территории локомотивного депо АУЖД и включает экспозицию на открытом воздухе и экспозицию в здании второго этажа электроцеха. 

Второй блок экскурсии проходит непосредственно в здании музея. В ходе экскурсии по помещению экскурсовод повествует о экспонатах музея, которые рассказывают о становлении и развитии локомотивного и вагонного хозяйства, путевых машин, организации перевозочного процесса [2, с. 7]. Приближенность транспортных путей, движущиеся составы, гудки, повседневная жизнь железной дороги создают для туристов неповторимый фон. Поясняет о фрагментах железнодорожной инфраструктуры – гидроколонке, столбах, путевых знаках и семафорах. Также здесь представлены подлинные и воссозданные экспонаты, отражающие жизнь железной дороги с момента её создания. Это машины и механизмы, сооружения, применяемые на железной дороге. 

Экскурсоводу важно уделить внимание схеме узкоколейки, так как за полвека своего существования узкоколейка разрослась, по различным данным, до 600 км, став при этом одной из крупнейших узкоколеек России [8]. Протяженность узкоколейной железной дороги на сегодняшний день составляет 177 км [9].

В экспозициях музея хранятся достаточно интересные и уникальные экспонаты – отрезок рельса демидовских заводов 1883 г. [3, с. 21], закладной камень 1895 г. – мемориальная доска, несущий определённую информацию. Акцентируется внимание на макете узкоколейного тепловоза фирмы «Compound Locomotive» [4], который встал на железнодорожный путь в 1898 г. Одним из важнейших экспонатов музея является макет паровоза Серго Орджоникидзе Луганского паровозостроительного завода. 

В 2020 г. сотрудниками музея был создан новый экспонат – макет одного из участка железнодорожного пути. На 9 километре основного пути АУЖД есть пересечение дорог широкой и узкой колеи. Ширококолейная железнодорожная линия «Алапаевск – Нижняя Салда» проходит сверху, а узкая через тоннель в насыпи. 

Последний блок экскурсии проходит на площадке музейного комплекса на территории депо АУЖД. При входе установлен памятник тепловозу ТУ-2. Действующий, на тот момент, тепловоз ТУ-2 был списан с эксплуатации и отдан музею в 1988 году в честь 90-летия Алапаевской УЖД. Ставил его на «вечную стоянку» начальник АУЖД В. А. Кананихин [2, с. 9]. На данном объекте важно акцентировать внимание, так как это наглядные пример тепловоза, который одним из первых работал на железнодорожном пути. 

При дополнительной экскурсии на поезде до близлежащего поселка Верхняя Синячиха группа экскурсантов отправляет субботу  (по договорённости с экскурсоводом и администрацией АУЖД). Подвижной состав состоит из локомотива ТУ-7, двух плацкартных вагонов и жесткого вагона. В 2012 году парк АУЖД был пополнен новым составом, оснащенным современной системой освещения и отопления [8]. Маршрут до Верхней Синячихи занимает 1:05 во продолжительности. Отбытие поездка со станции Алапаевск в 11:20, соответственно, прибитые в Синячиху в 12:25 [10]. Здесь можно посетить Верхнесинячихинское музейное объединение [5].

Некоторые документы об АУЖД не сохранились, которые могли бы свидетельствовать о развитии дороги в различные периоды. Многие факты, свидетельства не ясны, так как не имеют достоверности. Но документы, печатные издания, экспонаты музея узкоколейки дают обширную и достоверную информацию о строительстве, развитии дороги, о некоторых интересных моментах при строительстве. 

При тщательной подготовке экскурсии и методической разработке цель и задачи будут выполнены. Экскурсионный маршрут должен соответствовать заявленному материалу экскурсовода. Методическая разработка требует обязательное выполнение в соответствии с рекомендациями, при учёте возрастные особенностей обучающихся, их интересов и предпочтений.

Список литературы

  1. Алапаевская УЖД. Машинопись // Музей истории АУЖД. Б. н.
  2. Болашенко С. Алапаевская узкоколейная железная дорога. 2012, М. с. 349
  3. Харлов В. И. Из истории АУЖД. Личные записи (1989–2002 гг.) // Музей АУЖД. Б. н.
  4. Алапаевская узкоколейная железная дорога. Список локомотивов. URL: http://infojd.ru/16/aujd_lok.html
  5. Верхнесинячихинское музейное объединение. Музей Алапаевской узкоколейной железной дороги URL: http://vsmuz.ru/catalogue/group/8
  6. Верхнесинячихинское музейное объединение. ПОЕЗДКА ПО УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ URL: http://vsmuz.ru/catalogue/group/21
  7. Значение краеведения в формировании личности обучающегося. URL: https://urok.1sept.ru/articles/677321
  8. История АУЖД URL: http://infojd.ru/16/aujd_ist.html
  9. История АУЖД URL: http://skamera.narod.ru/istoriya_augd.htm
  10. МУП АУЖД URL: https://ve7ru.com/carrier/1843
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее