Выполняя свою работу, врач-стоматолог на некоторое время становится художником, ведь, например, воспроизведение анатомической формы зуба - это больше искусство, чем наука[6]. Как для любого творца, для стоматолога крайне важны навыки мелкой моторики, так как работать приходиться с довольно маленькими объёмами, которые нужно очень точно воспроизвести [5].
Так же немало важно развитие зрительной памяти. Она необходима для быстрого анализа клинических случаев, рентгенологических снимков, накопления опыта. Врач-стоматолог выполняет работу в полости рта, при этом у него в голове уже должен быть образ, который он должен воссоздать в конечном итоге.
Чем выше уровень развития мелкой моторики и зрительной памяти будет у врача-стоматолога, тем выше качество оказываемой стоматологической помощи населению. В связи с этим необходимо оказывать большее внимание развитию этих качеств во время обучения данной профессии [8].
Мелкая моторика – скоординированные движения кистей и пальцев рук, которые направлены на исполнение точных манипуляций.
Чтобы понять, на сколько важна мелкая моторика достаточно обратиться к анатомии и физиологии. Пальцы человека - это очень точный аппарат, так как одна нервная клетка управляет всего пятью мышечными. Для сравнения, в мышцах спины одна нервная клетка управляет двумя тысячами мышечных. Кроме того, функция кисти характеризуется двадцатью пятью разновидностями схватов и пятью функциональными позициями. Такая подвижность в сочетании с согласованным и координированным взаимодействием мускулатуры позволяет руке передвигаться в любую точку пространства, находящуюся в радиусе ее охвата, занимать произвольное положение и выполнять наиболее тонкие и сложные движения [1,3].
Работу врача стоматолога нельзя представить без мелкой моторики, поскольку большинство стоматологических манипуляций требует аккуратности, четкости действий и концентрации внимания [6].
Стоматология - это комплексная наука, которая в настоящее время имеет большие темпы развития, в следствие чего объемы изучаемой стоматологом информации колоссально возрастает. Поэтому неотъемлемой частью обучения является хорошо развитая память.
Память – свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание информации [2]. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания.
Выделяют семантическую и эпизодическую память. Семантическая память отвечает за хранение значений и смыслов различных объектов. Эпизодическая память – это память, более тесно связанная с событиями и образами [9]. Поскольку накопление опыта врача-стоматолога заключается в постоянном анализе клинических случаев, эпизодическая память играет большую роль в практической стоматологии.
Так же память можно разделить по многим другим параметрам – произвольная и непроизвольная, сенсорная (зрительная, слуховая, обонятельная и т.д.) и вербальная. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов [4]. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Зрительная память играет не менее важную роль в работе врача-стоматолога.
Используя зрительную память стоматолог может выявить признаки различных системных заболеваний и новообразований в полости рта и на ранних стадиях направить человека к соответствующему специалисту и, тем самым предупредить, прогрессирование данных заболеваний.
Цель: исследовать взаимосвязь мелкой моторики и зрительной памяти в работе врача-стоматолога и в процессе обучения студентов.
Задачи:
- Оценить и проанализировать уровень развития мелкой моторики и зрительной памяти у практикующих врачей-стоматологов, у пятикурсников и первокурсников стоматологического факультета СГМУ.
- Оценить взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики и развитием зрительной памяти.
- Проанализировать динамику развития мелкой моторики и зрительной памяти в процессе обучения.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 48 человек, которые были разделены на 3группы: 1 группа – студенты 1 курса стоматологического факультета СГМУ – 16 человек; 2 группа – обучающиеся 5 курса стоматологического факультета СГМУ – 16 человек; 3 группа – практикующие врачи-стоматологи – 16 человек.
Для реализации поставленных задач, были использованы следующие методы:
- Анкетирование, состоящее из 8 вопросов (4 закрытых и 2 открытых).
- Тест на зрительную память. (Модификация методики K. Meili).
- Тест на мелкую моторику. (Методика “Обведи контур” – общепринятая).
- Статистический анализ данных проводили в системе Microsoft Excel 2010.
- Для подтверждения взаимосвязи рассчитана корреляция.
Практическая часть
На основании полученных данных по результатам анкетирования выявлено что 100% опрощенных студентов первого курса не имеют опыта работы ассистентом врача-стоматолога. К 5 курсу тенденция меняется – 69% опрошенных работают ассистентом врача-стоматолога, имея стаж работы ассистентом врача-стоматолога – 2 года. В группе практикующих врачей - средний стаж 8 лет. Длительность рабочего дня как у студентов 5 курса, так и у работающих врачей в основном составляет 6 часов. Большая часть опрошенных студентов удовлетворена количеством получаемых практических навыков в процессе обучения (88% - студенты первого курса и 94% - студенты пятого курса). На первом курсе большая часть опрошенных применяет упражнения для развития мелкой моторики (88%). На 5 курсе большая часть опрошенных студентов, упражнения для улучшения мелкой моторики не применяют (81%). Практикующие врачи не применяют подобные упражнения. Трудности при выполнении мелких манипуляций в основном испытывают студенты 5 курса (50%).
Результаты тестирования на мелкую моторику на зрительную память представлены в Таблице №1.
Таблица №1
Средние результаты тестов на мелкую моторику и зрительную память.
|
Результаты теста на мелкую моторику (количество ошибок) |
Результаты теста на зрительную память (количество написанных слов) |
1 курс |
8 |
10 |
5 курс |
5 |
16 |
Врачи |
3 |
15 |
Проведён расчёт корреляции (r) в программе Microsoft Excel 2010. Значения корреляции между зрительной памятью и мелкой моторикой у 1, 5 курса и работающих врачей r = -0,45; r = - 0,50; r = -0,40 соответственно - указывает на отрицательную умеренную взаимосвязь данных параметров во всех трёх группах.
Выводы:
При оценке и анализе результатов тестов можно сделать выводы о том, что на первом курсе уровни развития мелкой моторики и зрительной памяти находятся на среднем уровне. Показатели, полученные у пятого курса и работающих врачей соответствуют хорошему уровню развития данных навыков.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что существует умеренная обратная взаимосвязь между мелкой моторикой и зрительной памятью. Чем меньше ошибок допустил человек при выполнении теста на мелкую моторику, тем больше слов он запомнил в тесте на зрительную память.
Выявлена положительная динамика развития мелкой моторики и зрительной памяти в процессе обучения. На основе проведённого исследования можно говорить о том, что к более старшим курсам уровень мелкой моторики и зрительной памяти достоверно возрастает. По нашему мнению, это связано с увеличением количества времени, в которое студенты занимаются на стоматологическом приёме и приобретением навыков быстрого запоминания большого объема информации во время учебы. У работающих врачей продолжается совершенствование мелкой моторики вследствие того, что они ведут постоянный стоматологический приём. Однако уровень зрительной памяти остается на прежнем уровне, вероятнее всего это связано с тем, что после окончания обучения врач-стоматолог выбирает определённую специальность и начинает развиваться конкретно в ней, соответственно изучаемая информация становится более узконаправленной. В то время как студент 5 курса изучает базовый материал всех специальностей стоматологии: хирургическую, терапевтическую, ортопедическую и детскую.
Список литературы
- Матев И. Реабилитация при повреждениях руки / И. Матев, С. Банков. София: Медицина и физкультура, 1981. 256 с
- Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль. - М.: Абрис, 2012. - 432 с.
- Руководство по протезированию и ортезированию / Под ред. А. Н. Кейера, А. В. Рожкова. СПб.: Научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта, 1999. 623 с.
- Захаров И.М., Исматуллина В.И., Малых С.Б. Кратковременная зрительная память: феноменология и механизмы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №4.
- Исаева, А. Д. Анализ мануальных навыков моделирования зубов старшекурсниками стоматологического факультета как инструмента качественной подготовки будущих врачей / А. Д. Исаева, Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей IV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, IV Всероссийского форума медицинских и фармацевтических вузов «За качественное образование», (Екатеринбург, 10-12 апреля 2019): в 3-х т. - Екатеринбург: УГМУ, CD-ROM. – 2019. – Т.3. – С. 700-704.
- Ломиашвили, Л. М. Методологические подходы к процессу формирования у студентов, врачей-стоматологов навыков эстетического моделирования в терапевтической стоматологии / Л. М. Ломиашвили // Медицина и образование в Сибири. – 2008. – № 2. – С. 19
- Панарин, М. Г. Развитие мелкой моторики рук у детей и взрослых / М. Г. Панарин // – 2019. – № 2(24). – С. 15.
- Фелькер Е. В., Бровкина И. Л., Крюков А. А., Бароян М. А. Роль симуляционных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов-стоматологов // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – N 4–2. – С. 394–395.
- Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с.