Рисование, лепка, конструирование и аппликация являются формой образного познания действительности, а потому стимулируют работу обоих полушарий головного мозга, развивают мелкую моторику, фантазию, помогают сблизить как педагога с детьми, так и ровесников между собой, создают положительный эмоциональный настрой усвоения содержания учебного материала, воспитывают эстетический вкус и, конечно, стимулируют развитие речи. Даже знакомя дошкольников с изобразительными материалами, воспитатель логопедической группы может формировать у детей речевую поликомпетентность.
Мною предложен ориентир-модель форм организации детской продуктивной деятельности в группе компенсирующей направленности.
Рисование-процесс спонтанный, творческий и одновременно сложный. Он требует настойчивости, кропотливого труда и терпения, но без него полноценного развития ребенка невозможно. Только сосредоточенная целенаправленная работа дошкольника сделает рисунок понятным и доступным для восприятия другими, доставит удовольствие и радость. Поэтому так важно, чтобы рядом с маленьким художником были те, кто всегда подскажет и придет на помощь, а именно: педагоги и родители.
Игры-занятия по рисованию насыщены разнообразным изобразительным и речевым материалом стимулируют психофизическое, в т. ч. и речевое развитие дошкольников логопедической группы.
Рисование является формой образного познания действительности, а потому активизирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает мелкую моторику и фантазию, помогает в установлении тесной взаимосвязи «ребенок-взрослый» и «ребенок – ребенок», способствует усвоению коррекционно-развивающего материала, создает позитивный эмоциональный настрой, воспитывает эстетический вкус и, конечно, стимулирует развитие речи. Правильная организация игр-занятий по рисованию помогает удачно совмещать учебную и игровую деятельность, создающую мотивационную базу к выполнению той или иной коррекционной задачи.
Ориентир-модель форм организации детской продуктивной деятельности.
Ребенок захотел рисовать... Можно дать ему бумагу, краски или карандаши – пусть себе рисует. Однако для того, чтобы дошкольник логопедической группы овладел навыками рисования, не только воспитателям, но и родителям придется приложить определенные усилия. Первым делом следует правильно организовать рабочее место. Его удобство определяется соответствием мебели росту ребенка и наличием достаточного освещение. Свет всегда должен падать слева. Сначала пассивно, потом по подражанию, по образцу и только впоследствии самостоятельно, ребенок научится правой рукой правильно держать карандаш или кисточку, а левой придерживать лист (если ведущей рукой дошкольника является левая рука, то наоборот). В условиях наличия у ребенка двигательной угловатости (различные формы дизартрии, детского церебрального паралича) целесообразно использовать специальные насадки, которые помогут дошкольнику правильно держать карандаш или кисточку.
Обязательно нужно проследить за тем, чтобы во время рисования ребенок не сутулился, спину держал ровно, низко не наклонялся над листом бумаги, держала локти на столе. Расстояние от ребенка до стола должно равняться его кулачку.
Для рисования нужно иметь разнообразные, яркие, качественные материалы, которые вызовут желание у ребенка с нарушениями речи работать с ними. В отдельному шкафчике у воспитателя логопедической группы должны обязательно быть белая и цветная бумага, картон, бумага для рисования акварельными, гуашевыми красками, обои, подложки под бумагу, цветные и черные (графитные) карандаши, фломастеры, краски для рисования пальчиками, акварельные, гуашевые краски, салфетки, емкости для воды, палитры, подставки для кисточек и карандашей, пастель, белый и цветной мел. При подготовке к отдельным играм - занятиям можно дополнительно использовать тампончики, тычки, штампики, трафареты и тому подобное.
Рассмотрим каждый из изобразительных материалов и пути их использования.
Бумага. Самым распространенным материалом для рисования является хорошо проклеенная бумага. Ее надо иметь вдоволь, чтобы при необходимости можно было заменить лист. Для рисования необходимо использовать листы бумаги разного формата, фактуры и плотности, чтобы карандаш даже от малейшего прикосновения оставлял на нем след. Целесообразнее использовать бумагу формата А3, реже - А4. Работа с маленькими форматами, особенно у дошкольников логопедической группы, вызывает напряжение и снижает эффект процесса рисование. Все виды бумаги следует заранее разрезать на форматные листы не хранить в рулоне, иначе это затруднит подготовку бумаги к рисованию.
Бумага с глянцевой поверхностью мало пригодна: карандаши скользят по ней и оставляют едва заметные следы, краска плохо ложится и меняет цвет, а после высыхания может вообще осыпаться. Для того, чтобы краска лучше ложилась на такую бумагу, нужно намыленной ваткой или кусочком поролона промыть лист и дать ему высохнуть.
Особенно привлекает детей цветная бумага, ведь, используя ее как фон для изображения (доминирующий цвет рисунка) гуашевыми красками можно значительно облегчить работу дошкольников.
Для рисования могут быть использованы и обои на бумажной основе. Такая бумага, учитывая ее относительно низкую цену, имеет целый ряд преимуществ: она хорошо впитывает краски, на ней хорошо ложатся цветные карандаши, обычный и восковой мел. Он, как правило, имеет светлые цвета и не требует создание дополнительного фона. Едва шероховатая поверхность обоев активизирует пальцевые рецепторы, концентрируя внимание ребенка на рисунке, сто чрезвычайно важно для детей с речевыми недостатками.
Для рисования угольным карандашом, цветными восковыми меловыми палочками лучше использовать белую тонированную, цветную бумагу мягких оттенков. Хорошо, если бумага шероховатая, тогда пастель, мел и угольный карандаш ложатся неровно, фактурно, что придает изображению особой выразительности.
Тонкая бумага не подходит для рисования, ведь она быстро рвется или промокает. Не стоит рисовать на листах из ученических тетрадей-разлинованная страница рассеивает и без того неустойчивое внимание детей логопедической группы, а маленький размер листа не даст в полной мере изобразить задуманное.
На начальных этапах знакомства с бумагой воспитатель путем исследовательской деятельности предлагает детям определить качества бумаги. Маленькие исследователи убеждаются, что бумагу можно смять, порвать, а при намокании она расползается. На бумаге остаются следы грязных рук, карандашей, фломастеров и красок. Воспитатель показывает детям те предметы, которые изготовлены из бумаги (книга, журнал, газета, тетрадь, альбом для рисования), называет их, согласуя существительное с относительным прилагательным "бумажный".
Начиная игру-занятия по рисованию, воспитатель демонстрирует детям два одинаковых по сюжету рисунка, однако один из них выполнен опрятно, а другой лист скомкан, на нем есть ляпы. Педагог предлагает определить, какой из рисунков понравился детям больше и почему именно. Подводя итог, воспитатель отмечает, что для того, чтобы работа была красивой, следует опрятно обращаться с листом бумаги, на котором рисуешь.
Чтобы во время игр-занятий не испачкать столы, стоит использовать специальные подложки под бумагу, изготовленные из картона или пластмассы. Их размер немного превышает размер стандартного альбомного листа.
Карандаши. Карандаш твердый, а потому во время работы с ним рука ощущает сопротивление материала. Благодаря достаточной прочности грифеля им можно четко очерчивать контур изображаемых предметов. Нагрузка на мышцы пальцев и всей руки, в свою очередь, способствует развитию речи, что особенно важно для дошкольников логопедической группы.
Знакомя детей с карандашами, воспитатель обращает внимание детей на их разновидность и форму, подчеркивает, что с одного конца карандаш подточенный, а потому имеет острый кончик. Педагог акцентирует на том, что острым концом можно травмировать себя или товарища, а потому карандашом не нужно размахивать, и держать его следует заостренным кончиком вниз.
В процессе знакомства с карандашами воспитатель загадывает детям загадки, читает стишки.
Отгадай:
Деревянный и новенький
Имею носик я остренький.
На бумаге след оставляя –
Всех деток потешаю.
(карандаш)
Твердость карандаша дает возможность выполнять разнонаправленные движения, не отрывая его от бумаги. Карандаш должен быть достаточной длинным (не менее 10 см). Для рисования воспитатель логопедической группы выбирает длинные мягкие черные графитные карандаши: 2-м, 3-м, которые легко точатся. У некоторых карандашей твердость обозначается буквой Н, а мягкость – В.
С самого начала знакомства с карандашами воспитатель обучает дошкольников с нарушениями речи правильно держать карандаш ведущей рукой между большим и средним пальцами, поддерживая его сверху указательным на расстояния 2-3 см от грифеля, чтобы, не наклоняясь видеть его следы.
Различная интенсивность цвета достигается изменением силы нажатия на карандаш: слабее – более светлый тон, сильнее – более интенсивный тон. Педагог объясняет, что карандашом можно провести неширокую линию; чтобы получить более широкую, нужно несколько раз повторить движение, а закрашивание рисунка связано с многократными движениями туда-обратно (слева-справа, сверху).
Одновременно с изображением линий, ребенок логопедической группы выполняет и речевые задачи: совершенствует умение ориентироваться в пространстве и словесно обозначать расположение. Воспитатель логопедической группы напоминает, что нажимать простым карандашом на бумагу надо легонько, чтобы не проводить толстых линий, потому что от этого рисунок будет грубым, а линии, которые вдавливаются в бумагу, нельзя будет вытереть резинкой.
Дети с речевыми пороками, равно как и дошкольники с нормальным речевым развитием, любят рисовать цветными карандашами. Они немного толще простых и достаточно мягких, поэтому подтачивать их надо с особой осторожностью. Комплекты карандашей для детей следует подбирать соответственно возрасту. Для детей младшего возраста-6 карандашей основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный и коричневый), старшего – комплекты из 12 и 24 карандашей. Очень яркие, так называемые кислотные цвета, нельзя давать детям особенно с системными нарушениями речи, поскольку они нарушают восприятие оттенков цветов. Это касается как карандашей, так и красок и фломастеров.
На начальных этапах знакомства с цветными карандашами воспитатель дает детям логопедической группы карандаши лишь одного цвета (в зависимости от изображаемого предмета), постепенно увеличивая количество цветов. Во время игры-занятия целесообразно спросить у детей, что можно делать карандашами (рисовать, закрашивать, штриховать, разрисовывать).
Детям старшей логопедической группы можно загадать загадку и, получив правильный ответ, спросить, о карандашах каких цветов шла речь.
Дошкольники с нарушениями речевого развития не только усваивают названия цветов, но и учатся согласовывать существительные с относительными прилагательными в роде, числе и падеже.
Воспитатель логопедической группы приучает детей, чтобы они не затушевывали рисунок, а штриховали его цветными карандашами в одном направлении. Педагог отмечает: чтобы усилить цвет, не надо слюнявить карандаш или сильно нажимать на бумагу. Этого можно достичь повторной штриховкой в противоположном направлении. Чтобы линия получилась мягкой и широкой, следует проводить ее боковой стороной грифеля. Дети старшей логопедической группы слегка рисуют графитным карандашом контур, а затем раскрашивают его цветным карандашом или краской. Дошкольники комментируют процесс рисования, описывают готовое изображение, отмечая его цвет, форма, размер, структурные и функциональные признаки.
Воспитатель приучает детей с нарушениями речи аккуратно складывать карандаши в коробку или пенал после завершения игры-занятия. Целесообразно спросить у каждого ребенка: "где живут твои карандаши? Куда ты сложишь их?".
Таким образом будет происходить закрепление употребления детьми предлогов «у» и «в».
Угольный карандаш похож на обычный черный, но значительно мягче. Педагог демонстрирует, что, рисуя им, можно получить более широкую линию матово-бархатного цвета. Этот карандаш хрупкий, поэтому для работы с детьми логопедической группы его нужно разделить на кусочки по 5 см длиной.
Резинка. Среди арсенала изобразительных материалов нужна и резинка. Есть "развивающие" резинки, состоящие из нескольких частей-пазлов. Они очень нравятся детям. Однако не стоит увлекаться внешними характеристиками резинки, следует помнить о ее основном назначении – возможность исправить ошибку, не испортив при этом бумагу. Еще одна ловушка ярких резинок – они могут отвлекать ребенка с нарушениями речи от самого процесса рисования. Кроме того, яркая резинка-неизвестный краситель, а дети логопедической группы могут попробовать ее еще и на вкус.
Лучшая резинка для игр-занятий-удобная в использовании и мягкая. Детям нравится пользоваться резинкой, но от этого разрушается поверхность бумаги и на протертых местах плохо рисовать.
Воспитатель логопедической группы приучает детей слишком не нажимать на карандаш, рисовать внимательно, чтобы как можно меньше использовать резинку. Педагог отмечает, что в случае необходимости вытирать лучше в одном направлении и осторожно, – так, чтобы не снять верхний слой бумаги и не разрушить его структуру.
Детям с нарушениями речи очень нравятся интересные развивающие игры и сказочные истории, с помощью которых можно не только закреплять навыки пользования резинкой и карандашом, но и развивать речь и зрительное внимание. Предлагаю одну из них.
Жили-были карандаш и резинка. Они дружили между собой. Карандаш учился рисовать, и не всегда у него получалось все так, как хотелось. Каждый раз резинка приходила ему на помощь. Они вместе исправляли неудачный рисунок. С каждым днем Карандаш рисовал все лучше и лучше, все реже обращался за помощью к резинке, а потом и вовсе забыл о ней. Резинке было обидно, что друг так повел себя с ней.
Однажды, когда Карандаш отдыхал в своем пенале, Резинка долго рассматривала картинки, нарисованные им, и вдруг быстренько побежала по бумаге и стерла отдельные детали на каждой картинке.
Карандаш увидел, что наделала резинка, и сначала очень разозлился на нее, но потом понял, что во многом был неправ сам. Друзья помирились. Карандаш и резинка решили, что испорченные рисунки можно использовать для игры.
Воспитатель предлагает рассмотреть и назвать предметы, которые нарисовал Карандаш. Ответить, какие фрагменты рисунка вытерла резинка. Дорисовать отсутствующие детали и назвать их (например, крыло бабочки, ушко мышонка, хвостик собачки, колеса машины и прочее). Дети упражняются в согласовании существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «без» (бабочка без крыла, мышонок без ушка, собачка без хвостика, машина без колес и тому подобное). Дошкольники логопедической группы усваивают значения глаголов (рисовать – вытирать) и причастия (нарисованный –вытертый), отдельные синонимические значения (вытертый – отсутствует). Кроме того, благодаря такому виду работы дети с нарушениями речи, с помощью наводящих вопросов воспитателя, могут оценить поступки героев сказки и подумать, что такое дружба.
Точилка. Педагог логопедической группы объясняет детям: если грифель карандаша сломался или даже при легком нажатии тонкая линия уже не прорисовывается, карандаш надо подточить. Воспитатель на глазах у детей пользуется точилкой, вводит в словарь дошкольников новые слова – „точилка”, „стружка”, „подточить”, отмечает их определенное сходство. Дети самостоятельно упражняются в подтачивании карандашей.
Рисуя карандашами, желательно, чтобы ребенок логопедической группы умел:
- держать карандаш;
- пользоваться концом и боковой стороной грифеля;
- изображать различные типы линий;
- подточить карандаш;
- пользоваться резинкой;
- понятно передавать в рисунке несложный сюжет как по заданию воспитателя, так и по собственному замыслу;
- комментировать процесс рисования;
- рассказать об изображенном.
Фломастеры. Дети очень любят этот изобразительный материал. Воспитатель логопедической группы рассказывает дошкольникам, что фломастеры не надо подтачивать, потому что они и так рисуют легко и ярко. Но цвета фломастеров не смешиваются друг с другом, поэтому работы, выполненные ими, однотипные и плоскостные.
Маркеры-толстые фломастеры разных цветов. Педагог рассказывает и демонстрирует, что линия, проведенная ими, получается жирной и яркой. Ими лучше рисовать большие изображения и закрашивать значительные площади, поэтому их так любят дети логопедической группы.
Трафареты. Каждый воспитатель знает, что ими очень удобно пользоваться. Еще не умея самостоятельно рисовать, ребенок с нарушением речевого развития, обводя трафареты, учится проводить различные линии, раскрашивает узор, дополняет изображение собственными деталями, называя их. С помощью педагога, а впоследствии самостоятельно, дошкольники логопедической группы зарисовывают мелкие узоры фломастерами или карандашами, а более крупные изображения – красками. Однако стоит помнить, что трафареты ни в коем случае не заменят спонтанного творчества малыша.
Трафареты можно приобрести или изготовить самостоятельно, используя плотную бумагу или картон. Большие площади трафаретов заполняют краской, нанося ее на кусочек ваты или поролона.
Мел. Для рисования можно пользоваться белым и цветным мелом. Прессованный мел имеет твердую поверхность, поэтому перед использованием ее надо почистить. Во время прогулок дети логопедической группы с удовольствием рисуют разноцветными мелочками на асфальте. Воспитатель напоминает дошкольникам, что мел нельзя сильно сжимать, потому что этот материал очень хрупкий. Мелом можно рисовать также на кусках линолеума, цветном картоне, плотной бумаге. С целью сохранения готовый рисунок покрывают подслащенной водой из распылителя.
Пастель. Это цветные палочки, изготовленные из пигментов мела и слабого раствора клеевых веществ: крахмала, меда, сахара и тому подобное. Цветные палочки пастели не имеют деревянной оправы, а лишь обернуты бумагой. Они бывают твердые, средние и мягкие. Пастель должна иметь достаточную светостойкость, легко растушевываться и не крошиться. Пастелью можно рисовать только на шероховатой поверхности специальной ворсистой бумаги.
Цветные восковые палочки. Такие палочки выпускаются наборами в небольших картонных коробочках. Они очень нравятся детям, ведь рисуют мягко и дают широкую яркую фактурную линию. Чтобы видеть, какая получается линия, восковую палочку держат тремя пальцами чуть ниже середины. Воспитатель предостерегает, что нельзя сжимать восковую палочку пальцами или сильно нажимать на нее, потому что, согреваясь в руке, она ломается.
Использование цветных восковых палочек в сочетании с гуашевыми акварельными красками помогает превратить образовательный процесс в интересную, увлекательную игру. Рисунок, выполненный восковыми палочками, покрывается интенсивным раствором гуаши или акварели контрастного темного цвета. Жирные линии, проведенные палочками, проявляются на цветном фоне, что очень нравится дошкольникам.
Интересно то, что можно получить красивые необычные работы, если сначала нарисовать изображение восковыми палочками, а затем ваткой, смоченной в краске, поверх рисунка нанести фон.
Краски. Самые популярными средствами, которые используются в детском рисунке - это краски. Ими, в отличие от фломастеров и карандашей, без особых усилий можно покрывать значительные поверхности рисунка. Знакомя детей логопедической группы с красками, воспитатель предостерегает, что краски не следует брать в рот и что ими можно рисовать только на бумаге. Путем исследовательской деятельности дошкольники с нарушениями речи изучают свойство красок закрашивать воду в определенные цвета и оттенки.
В зимний период можно подкрашенной водой заполнять различные формочки замораживать их, а образованные фигурки во время прогулок использовать для украшения елки и выкладывания разнообразных узоров или предметов на снегу.
Для детского рисования целесообразно использовать краски для пальчиков, гуашевые и акварельные краски. Краски для пальчиков понадобятся детям средней логопедической группы, которые часто тянут что-то в рот.
Гуашевые краски применяют для рисования на белой и цветной бумаге, картоне, фанере, ткани. Эти краски густые, не прозрачные, с высокой покровной способностью, поэтому по мере их высыхания можно накладывать один цвет на другой послойно. Гуашевые краски разводятся водой до консистенции жидкой сметаны. Густота красок имеет большое значение – слишком жидкая плохо набирается на кисточку и с высыханием сквозь нее будет просвечиваться бумага, а слишком густая, высыхая, осыпается.
Воспитатель логопедической группы разводит краску в присутствии детей, чтобы они видели, как это делается, и впоследствии могли самостоятельно готовить краски для рисования на палитре. Дети среднего и старшего возраста используют 6-7 цветов, постепенно увеличивая их количество до 12.
Если гуашью давно не пользовались, и краска пересохла, ее разводят теплой водой. Чтобы сделать гуашевые краски более светлыми, к ним добавляют белила.
Акварельные краски, в отличие от гуаши, прозрачные, легкие, чистые, интенсивные. Само название "акварель" происходит от латинского слова "аква" (вода) и означает "живопись водяными красками". Они бывают трех видов: твердые - в плиточках, трудно размываемых водой; мягкие которые хранятся в полусухом состоянии, легко берутся на кисть; жидкие-в оловянных тюбиках. Удобная в использовании мягкая акварель в тюбиках. Качественные акварельные краски должны хорошо растворяться в воде и не оседать на дно.
Нельзя смешивать акварель с белилами, потому что она потеряет характерную прозрачность.
Воспитатель логопедической группы показывает детям, как подготовить для рисования акварельные краски: с помощью кисточки капнуть каплю чистой воды. Педагог показывает, что нужную краску надо растереть кончиком кисточки, набрать и попробовать на отдельном листе, и если это именно такой цвет, какой нужен, и только после этого браться за работу.
Воспитатель показывает, как наносить акварельные краски на бумагу тонким прозрачным слоем. Если наносить краску густо, то она, высохнув, станет матовой, потеряет цветную насыщенность и будет восприниматься тусклой и грязной.
По подражанию, а впоследствии самостоятельно, дошкольники с недостатками речи набирают столько краски на кисточку, чтобы свободно, не нажимая, покрыть необходимую плоскость листа. Сначала по верхнему краю листа проводят полоску в горизонтальном направлении, под ней – вторую, чтобы она свободно сливалась с первой, затем – третью и т. д. Педагог акцентирует: ровно покрыть плоскость акварелью можно лишь при условии, что краска будет стекать. Пока краска не высохла, вносить поправки кистью не стоит, ибо будут образовываться пятна. Лишнюю краску отбирают кончиком кисточки.
Путем исследовательской деятельности педагог логопедической группы демонстрирует, что, разбавляя водой или гуще набирая краску, можно получать цвета разной насыщенности. Интенсивно насыщенный цвет получают, повторно покрывая плоскость рисунка краской. Делать это надо постепенно, давая высохнуть бумаге. Благодаря этому достигается особая прозрачность и мягкость тонов. Чтобы краски не загрязнялись, стоит периодически промывать их чистой водой с помощью кисти. Выполненные детьми рисунки складывают в отдельные личные папки.
Кисточки. Желательно, чтобы кисточка была круглой, мягкой, упругой, с заостренным кончиком. Для рисования не стоит использовать кисточку для клея – она маленькая по размеру и имеет твердый ворс.
Лучшими являются беличьи кисточки. В соответствии с возрастом детей и характера практических задач используются круглые кисти двух размеров: маленькие, № 4-6 – для мазков и линий, и крупные, № 10-12 – для закрашивания больших участков.
Воспитатель логопедической группы показывает детям, что рисование кистью не требует сильного нажатия, ведь сопротивление материала незначительное, поэтому во время рисования кисточкой рука не устает. Это снимает с руки напряжение, которое возникает во время работы с карандашом. Контурная линия во время рисование красками получается не столь четкой, как при рисовании карандашом, что затрудняет формирование у ребенка с речевыми нарушениями выраженного кинестетического ощущения.
Педагог обучает дошкольников во время рисования легонько держать кисточку тремя пальцами возле металлической оправы, а закрашивая плоскость, – чуть выше металлической оправы. При этом запястье руки не лежит на столе, а слегка касается мизинцем бумаги.
Чтобы детям с нарушениями речи было интереснее знакомиться с изобразительными материалами, для обыгрывания процесса рисования, воспитателю целесообразно изготовить насадки-символы на кисточки в виде животных или сказочных или мультипликационных героев.
Воспитатель демонстрирует, каким образом, в зависимости от потребности провести широкую или тонкую линию, нужно рисовать всем ворсом или только кончиком кисточки. Так, например, кисточку держат вертикально, когда рисуют тоненькую веточку ели или сосны, и немного наклоняют ее, когда надо всей шириной кисточки закрасить большую плоскость – дом, небо и тому подобное. Кисточкой лучше делать линии только в одном направлении, ведь хаотичные движения будут только снимать верхний слой краски. Педагог объясняет дошкольникам логопедической группы, что мягкий ворс кисточки портится во время неотрывного движения туда-сюда. При сильном нажатии ворс кисточки ломается, поэтому движения должны быть плавными и легкими.
После каждого использования, чтобы не загрязнять краски, нужно хорошо промыть кисточку в чистой воде. Для этого нужны две емкости с водой: в одной ребенок моет кисточку, в другой – прополаскивает ее до чистой воды. Воспитатель отмечает: ни во время рисования, ни после него кисти не должны оставаться в емкости с водой, ведь мягкий ворс быстро деформируется, и рисовать становится сложно. По подражанию, а впоследствии самостоятельно, вымытую кисточку дети учатся высушивать способом прикладывания ворса к чистой салфеточке таким образом, чтобы ворсинки сложились острием. Педагог логопедической группы предупреждает, что нельзя снимать лишнюю краску пальцами, ведь тогда отдельные ворсинки могут сломаться. После окончания рисования кисти необходимо оставлять сохнуть ворсом кверху.
Чтобы детям с нарушением речевого развития было легче запомнить правила пользования кистью, воспитатель придумывает и рассказывает им какую-то интересную историю. Примером может быть такая сказка:
Это произошло очень-очень давно. Одной волшебной страной правил король Кисть. И было в его королевстве много мальчиков-кисточек, которые красиво рисовали. Однажды из соседнего королевства прибыл посланец. Он обратился с просьбой к королю, чтобы тот отправил в их королевство лучших кисточек, которые бы смогли научить королевича рисовать.
Кисточки с удовольствием отправились в путешествие, потому что им очень хотелось сделать с королевичем много красивых рисунков. Однако через несколько дней кисточки вернулись домой все в слезах.
- Почему ты плачешь? - обратился король к первой кисточке.
- Я плачу, потому что королевич плохо обращался со мной. Он опускал меня в краску вот так (опустить кисточку до середины металлической части в краску).
- Ой, глаза щиплет, в рот попала краска! Как невкусно! Быстрее меня помойте! (Вымыть кисточку). Меня нужно опускать в краску только до середины ворса. (Показ). Когда в краске только мои волосики, мне не больно, я все вижу и могу красиво рисовать. И еще не забывайте снимать лишнюю краску о края баночки. (Показать, как это правильно делать).
- А чего плачешь ты? - спрашивает король у второй кисточки.
- А меня плохо ополаскивали, промывали, поэтому на ворсинках всегда оставалась краска, она со временем высыхала, и мне было очень больно. Меня нужно мыть вот так: сначала в банке, а потом прополоскать в чистой водичке. (Показ).
- А тебя чем обидели? - король обратился к третьей кисточке.
- Когда мне вытирали ворсиночки, то больно дергали за них, а надо это делать легонько. Следует приложить ворсиночки к салфеточке, покачать, тогда волосики станут сухими, а мне будет приятно. (Показ).
(Предложить детям самим выполоскать и высушить кисточки).
- Довольны ли вы теперь? – спросил король, обращаясь к кисточкам.
(Поднести кисточки к уху, поговорить с ними, заверить их, что дети нашей группы будут дружить с кисточками, не обижать их и будут стараться с их помощью научиться красиво рисовать.)
Подставки для кисточек. Для удобства работы обязательно нужны подставки для кистей, которые могут быть изготовлены из различных материалов (дерева, пластмассы и тому подобное). Они должны быть устойчивыми и легко мыться.
Емкости для воды. Можно использовать полулитровые пластмассовые стаканчики: они устойчивы, вмещают достаточное количество воды, и их не нужно часто менять в процессе рисования. В то же время ребенок имеет возможность проверить, хорошо ли вымыта кисточка и можно ли набирать на нее краску другого цвета. Также можно пользоваться специальными емкостями – «невыливайками», которые одновременно являются и подставками для кисточек.
Салфетки. Используются салфетки для того, чтобы промокнуть кисти после промывки, а потому они должны очень хорошо впитывать воду. Салфетки могут быть цветными или белыми, размером 15×15 см. Их нужно аккуратно подшить или обрезать фигурными ножницами. Во время работы салфетки складываются вдвое. Воспитатель логопедической группы обучает детей, что после промывания кисточку надо осторожно и легко приложить к салфетке из ткани и поворачивать то одним, то другим боком так, чтобы он не растрепался, а оставался остреньким.
Палитра. Ею может быть дощечка, на которой смешивают краски. Акварельные белые палитры делают из фарфора или пластмассы. Вместо палитры можно использовать листы плотной белой бумаги.
Рисуя красками, желательно, чтобы ребенок логопедической группы умел:
- держать кисть;
- макать кисточку и набирать краску только на ворс, лишнюю краску снимать, отжимая кисточку о края баночки;
- промывать и высушивать ворс кисточки;
- выполнять формообразующие движения (нанесение линий, мазков, изображения округлых и прямоугольных форм);
- понятно передавать в рисунке сюжет по заданию воспитателя или по собственному замыслу, делать рисунки по сюжету знакомого литературного произведения;
- комментировать процесс рисования;
- рассказать об изображенном.
Конечно, детям с речевыми недостатками сразу трудно запомнить названия всех изобразительных материалов, а потому воспитатель демонстрирует их снова и снова, повторяет стишки, отгадывает с дошкольниками загадки и обязательно играет. Целесообразно играть с детьми логопедической группы в игру «Наоборот». Сравнивая предметы, дошкольники с нарушениями речи лучше будут усваивать названия изобразительных материалов, и, кроме того, развивать речь, называя слова, противоположные по значению.
Воспитатель спрашивает детей: "что это? Какой (какая, какие)?", предлагает: "названия наоборот” (например, толстый фломастер – тонкий фломастер, светлые карандаши – темные карандаши, открытая гуашь – закрытая гуашь, одна кисточка – много кисточек, чистая акварель – грязная акварель, длинный карандаш – короткий карандаш, старый альбом – новый альбом, острый карандаш – тупой карандаш).
Педагог объясняет дошкольникам, что каждый изобразительный материал хорош по-своему и что стоит использовать во время рисования и карандаши, и краски, и фломастеры, не обижать и не забывать о них, как это произошло у героя рассказа «Краски»:
У Кости на столе лежали краски, разноцветные карандаши и фломастеры. Юный художник очень редко открывал серую коробочку с красками и чаще всего рисовал фломастерами. Но сегодня он открыл коробочку, налил в стакан воды, обмакнул в нее кисточки... Краски облегченно вздохнули:
- Ну, наконец! А то так и засохнем!
Вот на белом листе бумаги появилась зеленая травка, потом-голубое небо и оранжевое солнце...
Костя пошел набрать чистой воды, и в это время фломастеры открыли прозрачную пленку упаковки, в которой были, и вырвались на свободу. Они рассыпались красочной радугой по всему столу, а потом собрались вместе и попытались сбросить краски на пол. Но коробочка с красками была тяжелая, и фломастеры лишь подвинули ее. За краски вступились карандаши:
- Как некрасиво вы поступаете, фломастеры! Вами Костя рисует уже целый месяц, а за кисточку он взялся впервые. Но фломастерам не нужны были соперники.
- Мы здесь главные художники, самые красивые и самые умелые, - заявили они и начали прыгать по еще сырому акварельному рисунку. От их хулиганства у солнца вместо лучей появились слезы, а голубое небо сразу стало серым.
Вернулся Костя глянул, покачал головой и принялся исправлять рисунок. И солнце снова засияло, а небо стало еще голубее. Потом он рисовал цветными карандашами и фломастерами, да так долго, что заснул за столом. А рядом лежали картинки, нарисованные карандашами, красками и фломастерами. И все они были очень красивыми.
Рисование является интересным, развивающим видом деятельности для детей с нарушениями речевого развития тогда, когда с помощью изобразительных материалов дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности, вербально описать их. Такой процесс вызывает у детей группы компенсирующей направленности ощущение радости, восторга и недоумение, побуждает к собственным высказываниям, желание обмениваться своими мыслями и опытом, овладевать речью как ведущим средством общения.
Список литературы
- Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 2009
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008