Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

В данной статье рассматриваются порядок и право на применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Так же, рассматриваются и проблемные аспекты указанной темы.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (137), Октябрь ‘23

Дата публикации 05.10.2023

Поделиться

Подготовка кадров в органах внутренних дел играет ключевую роль в обеспечении безопасности и борьбе с криминальной активностью. Это требует систематической работы по формированию профессиональных навыков у сотрудников, включая практическое обучение, тренировки и повышение квалификации. Только таким образом можно эффективно реагировать на изменяющуюся криминогенную ситуацию и обеспечивать безопасность граждан.

Мне, как действующему сотруднику патрульно-постовой службы, довольно часто приходится сталкиваться с вопросами, указанными в данной статье. Конечно, наиболее часто приходится сталкиваться именно с применением физической силы и специальных средств, нежели с применением огнестрельного оружия.

При задержании лица, которое подозревается в совершении общественно опасного деяния, сотрудник полиции должен учитывать ряд обстоятельств, в том числе: опасность преступника (наличие у него оружия, физические данные, психическое состояние и т. д.); количество лиц, подлежащих задержанию; наличие времени для подготовки к задержанию и возможности привлечения к этой операции других нарядов полиции; место задержания преступника (многолюдная улица, замкнутое помещение, открытая местность) и другие обстоятельства.[1]

Федеральный закон "О полиции" в статье 23 устанавливает случаи, когда сотрудники полиции могут применять огнестрельное оружие. Действительно, решение о применении огнестрельного оружия зависит от конкретной ситуации и уровня опасности, представленной объектом воздействия. Сотрудники полиции должны строго соблюдать закон и применять огнестрельное оружие только в случае необходимой самообороны или защиты других лиц от прямой угрозы для их жизни или здоровья. Это делается для обеспечения законности и минимизации возможных ошибок при использовании огнестрельного оружия. В соответствии с ч. 1 ст. 23 закона объектом воздействия является лицо, совершающее общественно опасное деяние.[2]

Объектами воздействия, при которых сотрудники полиции могут применять огнестрельное оружие в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О полиции", могут быть транспортные средства, животные и другие.

Первым основанием (п. 1 ч. 1) применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия является защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

Вторым основанием (п. 2 ч. 1) применения огнестрельного оружия является пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции.

Третьим основанием (п. 3 ч. 1) применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции является освобождение заложников.

Следующим основанием является (п. 3 ч. 3) разрушение запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции».[3]

Главной целью применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции является поражение определенного лица или лиц, и это должно быть обосновано конкретными условиями, установленными частью 1 статьи 23 Федерального закона "О полиции". Применение огнестрельного оружия должно быть ограничено необходимостью защиты жизни или здоровья сотрудников полиции или других лиц, а также должно быть пропорциональным угрозе, с которой они сталкиваются. Это важные правила для обеспечения законности и безопасности при применении огнестрельного оружия.

Служба в органах внутренних дел предполагает возможность легального применения силы в определенных ситуациях для пресечения преступлений и правонарушений. Критически важно оценить, было ли у сотрудника законное основание для применения силы, и, в случае утвердительного ответа, были ли соблюдены предписанные законом границы и принципы необходимости, законности, пропорциональности и правомерности в использовании силы. Это гарантирует соблюдение прав и безопасность всех участников ситуации.

Игнорирование факта общественной опасности и недостаточный учет действительности посягательства при квалификации применения силы могут привести к серьезным нарушениям закона. Это может оказать негативное воздействие на справедливость и законность процесса, а также на права и безопасность граждан. Важно, чтобы сотрудники внутренних дел при применении силы строго соблюдали законы и адекватно оценивали ситуацию с учетом общественной опасности и уровня угрозы.

Ярким примером вышеизложенного выступает ситуация, произошедшая в 2019 году в городе М. Полицейский патрульно-постовой службы младший сержант полиции Б. применил в отношении гражданина К. специальное средство – электрошокер, но не отобразил произошедшее в рапорте, входящем в материал административного дела гражданина К. В результате этого младший сержант полиции Б. был приговорен к 4 годам условно по статье 286 УК РФ.

Правоприменительные ошибки могут создавать ситуации, в которых сотрудники органов внутренних дел могут бояться применять огнестрельное оружие, опасаясь юридических последствий. Это может быть нежелательным, если в некоторых случаях применение огнестрельного оружия необходимо для защиты себя или других от опасности.

Поэтому важно обеспечить правильное обучение и оценку сотрудников, чтобы они могли корректно определять необходимость применения огнестрельного оружия и делать это в строгом соответствии с законом и правилами профессиональной этики. Это позволит соблюдать баланс между обеспечением безопасности и соблюдением правопорядка.

Исследование явно указывает на несовершенство правового механизма применения физической силы полицией. Законодательная инициатива направлена на предотвращение нарушений прав и свобод граждан, ограничивая применение физической силы полицией и стремясь избежать неправомерных действий в этом контексте. Ограничения в применении физической силы полицией могут иметь издержки, связанные с безопасностью сотрудников и правовой неопределенностью. Неясная терминология и разногласия в понимании способов и пределов физического воздействия могут привести к судебным разбирательствам. Правовая нигилизм граждан также может быть проблемой. Важно стремиться к балансу между защитой прав граждан и обеспечением безопасности полицейских, совершенствуя законы и полицейскую практику в соответствии с демократическими стандартами и принципами права.

Современные технологии делают действия полицейских более публичными, что может служить дополнительным контролем и профилактикой злоупотреблений. Пересмотр законодательных норм, направленных на предотвращение злоупотреблений физической силой полицейскими, важен, чтобы они соответствовали современным требованиям и обеспечивали сбалансированный подход к обеспечению безопасности и прав граждан. Это позволит создать более эффективные механизмы контроля и ответственности в правоохранительной деятельности.

Анализ нормативно-правовой базы позволяет выделить общую линию регулирования применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия у различных ведомств, которым законодательно предоставлена такая возможность. Однако различия в нормативно-правовом обеспечении обусловлены спецификой задач, которые выполняют данные ведомства.

В заключении стоит отметить что для усовершенствования нормативно-правовой базы в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД, можно рассмотреть закрепление на законодательном уровне способов фото-, аудио- и видеофиксации событий, при условии соблюдения конфиденциальности государственной тайны. Это может способствовать прозрачности действий полиции и обеспечению прав граждан, предотвращая злоупотребления.

Список литературы

  1. Глушков, M. P. Проблемный аспект применения физической силы при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник. - 2017. - № 1 (42). - С. 11.
  2. Сергиенко, А. С. Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Сборник материалов Всероссийской заочной конференции с международным участием. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2021. - С. 158.
  3. Викторова, Т. В. К вопросу о применении оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Вестник института. Научно-практический журнал. - Ухта, 2020. - № 2 (26). - С. 64.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary