Новые стороны теории стратегического анализа

Новые стороны теории стратегического анализа

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

44

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 02.10.2023

Поделиться

Стратегическое управление деятельностью предприятий опирается на постоянный и системный  анализ всей деятельности. В существующих в нашей стране рыночных отношениях, высоко конкурентной среде, стратегический анализ деятельности предприятия является практически невостребованным. Однако, он является основной функцией стратегического управления любым предприятием. С анализа начинает свое  функционирование любая современная организация. Многолетний опыт зарубежных компаний и российских предприятий убеждает, что недооценка аналитической функции предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное практическое осуществление, зачастую приводит к огромным ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете,  к банкротству.

Цель статьи - описание проблем стратегического анализа экономических показателей деятельности предприятия.

Стратегическое управление деятельностью предприятия представляет собой организационный механизм, который состоит из анализа ресурсного потенциала организации, который также ориентирует запасы компании под потребности целевых клиентов. Стратегическое управление - это процесс, состоящий из стратегических решений, центральным звеном которых выступает стратегический выбор, который может быть основан на сопоставлении имеющегося ресурсного потенциала компании с имеющимися возможностями и прогнозируемыми угрозами внешнего окружения.

Стратегическое управление, на практике, часто опирается на имеющуюся стратегию предприятия, процесс стратегического  планирования  и комплексный  стратегический анализ всей деятельности предприятия (рис.1).

Стратегия - это программа действий, определяющая приоритеты, проблематику и ресурсы по достижению  ориентиров развития предприятия. Стратегия предприятия может формировать  основные цели деятельности организации и главные пути по их достижению таким образом, что компания сможет получить единое направление для движения. Стратегию можно рассматривать как основной связующий элемент между тем, что компания планирует достичь: ее целями и линией поведения, которые выбраны с целью достижения все поставленных целей.

Эффективная разработка стратегии начинается с определения того, что организация должна, а чего не должна делать, и видения того, куда организация должна направляться.

Стратегическое планирование представляет собой действия и решения, предпринятые высшим звеном организации, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения целей [1, с. 22]. При помощи стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса и др.

На весь процесс стратегического анализа деятельности организации оказывают воздействия ряд факторов внешней и внутренней сред предприятия. Для того чтобы этот процесс стал результативным, необходимо проводить мониторинг деятельности компании на рынке, разрабатывать стратегии развития на средне и долго - срочные периоды, корректировать их в соответствии с требованиями окружающей среды  и обладать актуальными данными об ее  изменениях.

Первоначально, стратегический анализ деятельности предприятия представляет собой  этап  предплано­вых исследований, где  системно и глобально  анализируются факторы внеш­ней среды, окружающей среды и всего ресурсного потенциала организации  (все внутренние возможности компании), с целью определения «актуального состояния  компании» и попыток выявить условия  для дальнейшего  развития компании и его стратегических перспектив в условиях рынка. Этап стратегического анализа деятельности компании должен иметь полную и достоверную  информационную базу, благодаря которой возможно эффективно спланировать в действие  процесс целеполагания и выбора альтернатив стратегии развития в дальнейшем.

Рис.1  Система стратегического управления предприятием

 

Из рис. 1 видна роль, значение и место стратегического анализа в процессе стратегического управления всей компанией. Стратегический анализ предваряет и заканчивает все стадии (этапы) стратегического управления предприятием, а также является  инструментом обратной связи.

Стратегический анализ – это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в базу данных для принятия стратегических решений.

Проводя стратегический анализ, важно хорошо знать своих конкурентов, чтобы определить стратегию, которая поможет выделиться среди них и оставаться конкурентоспособными.

Стратегический анализ – это комплексная система, являющаяся элементом учетно-аналитического обеспечения стратегического управления, направленная на изучение экономических явлений и процессов с позиции будущего, позиционирования и развития организации, и представляющая собой процесс оценки факторов внутренней и внешней среды, эффективности вариантов, поиска и отбора оптимальных стратегических решений [2, с. 25].

Задачи стратегического анализа изображены на рис.2

 

Рис.2  Задачи стратегического анализа деятельности предприятия

 

Стратегический анализ в системе стратегического управления компании  имеет право быть разделенным  разделен на этапы:

- сравнение намеченных предприятием/организацией  ориентиров и возможностей в реальном секторе существования компании, а также анализ разрыва между двумя составляющими;

- анализ возможных вариантов будущего развития компании и возможное определение стратегических альтернатив развития и дальнейшего видения компании.

На рис. 3 рассмотрим основные принципы стратегического анализа деятельности предприятия.

 

Рис.3  Основные принципы стратегического анализа деятельности предприятия

 

Стратегический анализ можно рассматривать с двух сторон: в первом случае, «стратегический» - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, во втором случае,  под «стратегическим» понимается долгосрочное качественно определенное направление развития [3, с. 48].

Стратегический анализ представляет собой определенный образ мышления руководства, который позволяет обеспечить динамичное развитие всего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных стратегических планов.

Стратегический анализ нужен для того, чтобы обеспечить менеджеров нужной информацией для разработки стратегии компании. Стратегический анализ деятельности предприятия представляет собой дорогостоящий инструмент прогнозирования параметров функционирования и развития организации. Его результатами должны оценить конкурентоспособность будущих товаров и новшеств, которые организация будет выпускать посредством технологических методов организации производства.

Основной целью стратегического анализа деятельности организации выступает формирование полного, непротиворечивого и достоверного мнения об организации хозяйствующего субъекта, его функционировании и управлении, оценке результатов деятельности и влиянии факторов внешней и внутренней среды на параметры организации.

Основная функция стратегического анализа в деятельности предприятия является прогнозирование событий будущего компании,  а также  планирование второстепенного подхода, при негативном окончании выбранной неверной стратегии.

Объектами стратегического анализа деятельности компании в разные этапы развития   являются:

  • состояние и динамика внутренней и внешней сред (отраслевое окружение, макросреда и др.);
  • модели будущего развития организации;
  • возможные альтернативы на рынке;
  • стратегическая позиция и потенциал в текущий момент;
  • дальнейшие реализуемые стратегии.

Предметом стратегического анализа является совокупность явлений внутри и во внешней среде организации, которые влияют на результаты ее деятельности в длительном периоде времени [4, с. 397]:

Главными элементами при реализации стратегического анализа должны быть:

  • нацеленность на общую стратегию всех ресурсов организации;
  • ориентация менеджеров и оперативное реагирование на изменения экономической ситуации, возникновение новых возможностей и потенциальных угроз;
  • применение однозначных и адекватных критериев для оценки различных вариантов вложения средств;
  • принятие решений, которые основаны на принципе системности на всех уровнях управления предприятием.

Результативное стратегическое приспосабливание должно базироваться на использовании отличительных особенностей организации, уникальным образом взаимодействующих с дифференцированным окружением.

До последнего времени стратегический анализ был прерогативой крупных международных предприятий. Однако ситуация стала меняться и все больше компаний, представляющих средний и малый бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического анализа деятельности.

Стратегический анализ дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

Стратегический анализ работает на долгосрочную перспективу. Он позволяет спрогнозировать возможные будущие сценарии развития компании, выявить ее слабые и сильные стороны.

Стратегический анализ деятельности организации предполагает собой деятельность по выявлению сильных и слабых сторон  организации, а также ее возможности и угрозы. Весь процесс стратегического анализа деятельности организации служит составной частью всего стратегического управления компании и способен определить новые ориентиры и перспективы для развития бизнеса компании. Стратегический анализ деятельности организации  является одним из основных элементов всей процедуры формирования стратегического плана развития предприятия. Он достаточно сложен.

Стратегический анализ предоставляет возможность для разработки общей картины внутренних воздействий и  возможных ограничений, которые накладываются на стратегический выбор.

Все компании, которые находятся в  высоко конкурентной и быстро меняющейся среде, должны не только сосредоточиться на внутреннем положении, но и разработать долгосрочную стратегию выживания, которая должна отслеживать изменения, происходящие в их среде – все это невозможно без стратегического анализа деятельности.

Процесс стратегического анализа деятельности предприятия представлен на рис.4

 

Рис.4 – Процесс стратегического анализа деятельности предприятия

 

В  условиях динамично меняющейся конкурентной среды, организация должна обладать определенными преимуществами, уметь создавать факторы превосходства над соперниками. Для достижения конкурентных преимуществ, организации необходима четко спланированная конкурентная стратегия. Начальным этапом разработки стратегии является стратегический анализ, который представляет собой логическую последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей, выбору стратегий и разработке мероприятий по их достижению за определенный период, основанный на исследовании и оценке внутренней и внешней среды, в которой находится организация, путем применения качественных и количественных методов оценки.

Тщательно проведенный стратегический анализ дает организации ценную и актуальную информацию о том, как обстоят дела в занимаемой ею отрасли на текущий момент времени. Выявленные тенденции рынка позволят оценить, что влияет на сегодняшнее положение фирмы, и что может угрожать, либо напротив, способствовать ее расцвету в будущем.

Список литературы

  1. Андреева О. Д. Технология бизнеса: стратегическое планирование: учеб. пособие / О.Д. Андреева. – М. : ИНФРА-М. - 2019. – 156 с.
  2. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики / В. И. Беляев. М. : КНОРУС, 2019 – 672 с.
  3. Головачев А.С. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс / А. С. Головачев. – Мн. : МИУ, 2019. – 340 с.
  4. Бадоева К. А. Влияние корпоративной социальной ответственности на имидж предприятия / А. К. Бадоева // Аллея науки. - 2021.- Т. 1. № 10 (26). - С. 397-402.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее