ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 02.10.2023

Поделиться

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики письма; какие психофизические процессы составляют акт письма; мнения ученых о процессе письма; рассматривается термин «дисграфия» в современной и зарубежной науке.

Процесс применения языка для общения в момент различных человеческих деятельностей, А. А. Леонтьев подразумевает под термином «Речевая деятельность». Отмечается, что речевая деятельность является основной формой взаимодействия людей в процессе вербального общения. В своих исследованиях он выделяет этот процесс и придает ему значимость в психолингвистике. [4].

Речевая деятельность осуществляется в следующих видах:

1. экспрессивная речь (говорение);

2. импрессивная речь (слушание);

3. письмо;

4. чтение.

К устной речи из вышеперечисленных видов относится экспрессивная и импрессивная речь, а к письменной речи принадлежит чтение и письмо [2].

Психический процесс письма является сложным и включает в себя как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности. Он не ограничивается только речью или моторикой и зрительным восприятием. В последние годы исследования позволили более точно определить содержание психологических операций при письме, а также выявить особенности его психофизиологической структуры, которая включает взаимодействие многих систем [6]. Взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов является важным аспектом в понимании механизмов письма. Результаты исследований позволяют лучше понять, как разные аспекты психической деятельности влияют на процесс письма и его результаты. Важно отметить, что письмо является не только средством коммуникации, но и прорывом в понимании возможностей человеческого ума. Исследования показывают, что механизмы письма могут быть изменены и развиты путем тренировки и практики. Это подтверждает гибкость и пластичность психических процессов, которые осуществляются при письме.

Таким образом, изучение механизмов письма и их влияния на психическую деятельность имеет важное значение для понимания и оптимизации этого сложного процесса.

В процессе написания текста задействованы несколько анализаторов: слуховой, двигательный и зрительный. Исследователь А. Р. Лурия отмечает, что эти анализаторы взаимосвязаны друг с другом и тесно связаны [6]. Сама структура письма зависит от стадии овладения навыком письма, его целей и характера содержания.

Устная коммуникация и письменное общение тесно связаны между собой, поэтому для успешного письменного выражения необходимы навыки развитой устной речи.

В своем исследовании А. Р. Лурия [6, 7] представляет подробное описание психологической природы процесса письма. Согласно его работе, процесс письма включает в себя некоторое количество специализированных операций.

На первом этапе происходит анализ звукового состава слова, которое планируется написать. Следующим шагом является выделение серии звучаний из потока звуков, которые воспринимает и представляет себе писатель. Сначала выделяются звуки, с которых слово начинается, а затем – последующие звучания.

Это одним из тех дел, которые не каждый способен справиться, ибо здесь важно правильно подойти к вопросу. Чтобы успешно выполнить такую операцию, нужно всего лишь произносить лишь слова, состоящие из последовательности открытых слогов.

Для успешного выполнения акта письма требуется активация множества психических процессов. Если на любом этапе формирования или автоматизации письма возникают недостатки, это может привести к нарушениям в письменной деятельности [8].

Согласно нейропсихологическому подходу А. Р. Лурия [6, 7], дисграфия возникает из-за недостаточной деятельности анализаторов, ответственных за аналитико-синтетические процессы. Недостаточное развитие этих анализаторов и их взаимосвязей приводит к недостаточности анализа и синтеза информации, а также нарушению перекодирования сенсорной информации: преобразованию звуков (фонем) в буквы (графемы).

Александр Романович Лурия является создателем основных психофизиологических механизмов, связанных с процессом письма [6, 7]. Его концепция психологической структуры письма до сих пор остается актуальной и находит свое отражение в его работе «Очерки психофизиологии письма».

В своих исследованиях А. Р. Лурия пришел к выводу, что психическая деятельность требует взаимодействия трех основных блоков, или аппаратов, в головном мозге человека.

Первый блок – энергетический блок, поддерживающий тонус, он необходим для того, что бы осуществлялась верная работа коры больших полушарий головного мозга, а работа энергетического блока происходит вместе с мозговыми структурами, которые находятся в подкорковых отделах и стволе головного мозга.

Второй блок – отвечает за прием, переработку и хранение информации. В обеспечении деятельности данного блока задействованы структуры задних отделов обоих полушарий коры головного мозга. Каждый отдел головного мозга отвечает за приём и переработку определенного типа информации: затылочный отдел – зрительная, височный отдел – слуховая и теменной отдел – общечувствительная.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Находится в передних отделах больших полушарий и существенной его частью являются лобные доли. Этот отдел мозга отвечает за планирование, контролирование и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности [6, 7].

Отсутствие должного развития сферы программирования, регуляции и контроля подвержено опасности порождения аграмматической дисграфии. Неспособность школьника точно соблюдать приобретенные грамматические правила и дисциплинирующее самоконтроль демонстрируются даже при его желании исправиться. Характеристикой третьего образовательного блока является и нежелание или невозможность ребенка воспроизводить образец согласно правилам, и пренебрежение общепринятыми нормами поведения.

В настоящее время множество терминов используется для определения специализированных расстройств, связанных с письмом. Под дисграфией подразумевается частичное нарушение письменного процесса, сопровождающееся устойчивыми ошибками, вызванными недостаточным развитием высших психических функций, вовлеченных в акт письма.

В ряде зарубежных стран (в том числе, в США) , проблемы, связанные с написанием и чтением, объединяются под общим термином «дислексия». В других странах, таких как Франция, любые конкретные нарушения в письменности относятся к понятию «дизорфография». В российской литературе термины «дисграфия» и «дизорфография» рассматриваются и определяются отдельно друг от друга [3].

По определению Е. А. Логинова, дисграфия представляет собой стойкое нарушение процесса письма у школьника, которое проявляется после завершения обучения приобретению навыков письма. В большинстве случаев дисграфию можно обнаружить на этапе автоматизации письма у школьников, что соответствует второму-третьему году обучения в школе [5].

Дисграфия, как объясняет Alan Beaton, представляет собой набор проблем, связанных с письмом и переписыванием, которые могут возникать как самостоятельное расстройство, так и в сочетании с дислексией (расстройством чтения) и другими учебными трудностями [9].

Для определения конкретных нарушений письменной речи в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) применяется код F81.1, который относится к особому расстройству орфографии [1].

Таким образом, в современной отечественной литературе термины «дисграфия» и «дизорфография» имеют различные определения. В международной литературе же проблемы письма и чтения часто объединяются и обозначаются термином «дислексия», либо включаются в понятие «дизорфография» [9].

Список литературы

  1. Азова О. И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы // V Царскосельские чтения : науч.-теорет. межвуз. конф. с междунар. участием, 24-25 апр. 2001 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. – СПб., 2001. – С. 7-10.
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2015. – 320 с.
  3. Малярчук Н. Н. Пути преодоления факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков [Электронный ресурс] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-faktorov-negativnovliyayuschih- na-zdorovie-detey-i-podrostkov (дата обращения: 24.08.2023).
  4. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2017. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ korrektsiya-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.09.2023).
  5. Назарова А. А. Вопрос о взаимосвязи дисграфии и дизорфографии у учащихся с нарушением письма [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С.75-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-ovzaimosvyazi-disgrafii-i-dizorfografii-u-uchaschihsya-s-narusheniem-pisma (дата обращения: 01.09.2023).
  6. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 06 окт. 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902180656 (дата обращения: 18.09.2023).
  7. Парамонова Л. Г. Динамика дисграфии у детей // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения : материалы III междунар. конф. Рос. ассоц. дислексии / под ред. Г. В. Чиркиной, М. Н. Русецкой. М., 2007. – С. 101-104.
  8. Dyslexia, reading and the brain: a sourcebook of psychological and biological research / by A. A. Beaton. New York, 2004. – 123 p.
  9. Репина З. А. Роль артикуляции в процессах письма [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2008. № 3 (10). С. 60-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-artikulyatsii-v-protsessah-pisma (дата обращения: 22.09.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary