Основная цель обучения иностранному языку в школе – формирование у обучающихся способности к взаимопониманию и толерантного отношения к представителям иной культуры. В процессе обучения учащиеся знакомятся с культурой страны изучаемого языка, особенностями менталитета ее носителей, учатся сравнивать явления своей и чужой культуры, терпимо относиться к проявлению национальных особенностей в непосредственном и опосредованном общении.
Важным компонентом иноязычной коммуникативной компетентности является письменная коммуникативная компетенция, которая трактуется как способность и готовность обучающихся создавать письменное произведение речи. Формированию письменной коммуникативной компетенции уделяется в настоящее время значительное внимание, поскольку в формате государственной итоговой аттестации в виде ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку есть задания, целью которых является создание письменного произведения речи.
В состав данной субкомпетенции входят различные умения, в том числе касающиеся способности и готовности создавать связное, соответствующее определенному стилю письменной речи произведение. Процесс обучения созданию письменных произведений речи - письменных высказываний не может протекать стихийно, а должен быть четко и целенаправленно смоделирован и грамотно с методико-технологической точки зрения реализован.
Одним из результатов процесса реализации письменной коммуникативной компетенции и создания письменного произведения речи может быть письменное высказывание.
Письменное высказывание в обобщенном смысле трактуется как продукт речевой деятельности в письменной форме, оформленный с учетом этикетных и языковых норм письменной коммуникации. В письменном высказывании обучающийся формулирует свои мысли и точку зрения по определенной проблеме, вопросу. На начальных этапах обучения иностранному языку письменное высказывание невелико по объему и обычно представляет собой ответ на поставленный вопрос в письменной форме [2, с. 406-407].
Существуют различные приемы, способы и техники обучения письменному высказыванию. Рассмотрим более подробно содержание методики обучения письменному высказыванию на старшей ступени обучения.
На старшей ступени представлены следующие типы письменной речи:
личные записи, формальная письменная речь, письменная речь творческого характера, письменная речь социокультурного или учебного назначения, профессиональная письменная речь. Создание письменного высказывания относится к письменной речи творческого характера [1, с. 40-44; 23].
Первым компонентом методики обучения письменному высказыванию на иностранном языке является цель обучения. Цель, рассматриваемая как прогнозируемый результат выполнения какой-либо деятельности, задается в рамках ФГОС и достигается обучающимися в соответствии с его требованиями при использовании учителем соответствующих методов и приемов.
Целью обучения письменному высказыванию на уроке иностранного языка является усвоение обучающимися алгоритма создания текста в письменной форме, оформленного с учетом этикетных и языковых норм письменной коммуникации на иностранном языке, содержащего логичные рассуждения, умозаключения по определенной теме.
Достижение данной цели возможно через взаимосвязь трех аспектов: прагматического, когнитивного и педагогического.
Важным компонентом методики обучения письменному высказыванию является подход в обучении. Приоритетным в данном случае является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает ситуативность обучения письменному высказыванию, вовлечение обучающихся в речемыслительную деятельность на иностранном языке, личностно-ориентированную письменную самостоятельную работу. Также в данном аспекте важным представляется тот факт, что письменное высказывание должно представлять собой личностно-значимый результат реализации обучающимися поставленной перед ними коммуникативной задачи. Поэтому задание, которое дает учитель, должно быть интересным для школьников, иметь для них познавательную и культурную ценность, мотивировать на написание письменного высказывания, возможно с элементами рассуждения.
Следующими методическими аспектами обучения письменному высказыванию на иностранном языке - являются принципы, методы и средства обучения.
Основными принципами обучения письменному высказыванию у обучающихся старшей ступени являются: принцип интеграции формирования коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с запланированными результатами и задачами урока, принцип реализации обучения с учетом специфики различных стратегий письма, принцип использования заданий на обучение письменному высказыванию, которые вплетены в канву урока.
Следующим компонентом методики обучения письменному высказыванию - является метод обучения, который должен обучать созданию письменного высказывания культурного содержания, к примеру, метод работы с креолизованным текстом (создание письменного высказывания с рассуждением на основе картинок без подписей, комиксов) и др.
Итак, методические основы обучения письменному высказыванию на старшем этапе обучения иностранному языку включают целевой, содержательный, процессуальный компоненты, а также включают соответствующие общеметодические и частнометодические принципы и комплекс методов и приемов, на основе которых реализуется обучение.
Список литературы
- Ильина, Е.А. Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка / Е.А. Ильина. – Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - No 11 (127). - С. 195-198.
- Слезкова, Т.И., Копп, О.К., Лосева, Т.В. Обучение письменной речи / Т.И. Слезкова, О.К. Копп, Т.В. Лосева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - No 49. - С. 406-407/