Актуальность обусловлена в первую очередь современной политической ситуацией в мире. Во-вторых, изучение разнообразных параметров студенческой культуры представляет для авторов личный интерес, поскольку мы являемся частью студенческой культуры. Объектом нашего наблюдения являются проявления этноцентризма и национализма в сознании современной студенческой молодёжи. Бурный интерес в изучении этноцентризма и национализма возник в начале XXI века после распада СССР и образования независимых национальных государств. На этом фоне нашей целью стало выяснить, каковы проявления, внешние признаки этноцентризма и национализма в молодёжной среде. Принципиально важно определиться с терминологией. Национализм в обычной жизни носит отрицательных элемент, но если мы рассматриваем научное понятие, то данный термин больше тяготеет к понятию «патриотизм». Если патриотизм предполагает понятие любви к родине, «стране отцов», то национализм говорит о тяготении к нации. Итак, под национализмом понимается идентификация человеком себя частью единого народа, отстаивание интересов нации [1, с. 14-20]. Принято считать, что наиболее радикальной формой национализма становится нацизм, то тогда более мягкой формой национализма, считается этноцетризм. Этноцентризм – это восприятие человеком чужих культур и ценностей через призму культуры, которая присуща ему. Собственная культурная традиция выступает как стандарт через которую идёт оценка другой культуры. Восприятие культуры чужой, но не враждебной не даёт этноцетризму стать более радикальным. При этом если данный баланс сбивается, то этноцетризм может принять более радикальные формы. [2, с. 87-96]
Для достижения нашей цели нам было необходимо собрать полевой материал. Основной изучаемой средой стали студенты ГГПИ им. В. Г. Короленко. Методами сбора материала стали анкетирование и беседа. Часть респондентов проходила опрос в очной форме, часть – дистанционно. Нами был опрошено 61 человек, из них мужчин, – 31 %, женщин – 69 %. Возраст аудитории – от 16 до 25 лет. Большинство респондентов проходили опрос в анонимном формате. Авторы отмечают различные формы проявления этноцентризма и национализма: например, в существовании этнических стереотипов, в использовании архаического типа классификации разнообразия мира на основе противопоставления «мы-они» [3, с. 36]. Полученный полевой материал мы проанализировали на основе предложенных исследователями форм.
Первой и наиболее частой формой проявления этноцентризма и национализма мы считаем использование определенных этнических стереотипов. Необходимо сказать, что в любом человеке существуют определённые стереотипы. Формирование различных этнических стереотипов, которые как-либо описывают собственную этническую группу или чуждую, неизбежно, так как это часть социализации внутри определённой культуры, также стереотипы играют немаловажную роль, так как облегчают восприятие внешней информации, создают определённые шаблоны поведения [3, с. 32-38]. Так, отказ от стереотипов потребовал бы постоянный поиск путей поведения в определенной ситуации, постоянное напряжения внимания, что чревато ошибками, что может быть и небезопасно. Стереотипы выступают и способом защиты человека в обществе. Как известно, существуют два вида этнических стереотипов: автостереотипы, характеризующие собственную этническую группу и гетеростереотипы, которые описывают другую этническую группу [3, с. 32-38]. Можно предположить, что автостереотип является начальной формой этноцентризма, поскольку в центре этнического самосознания народа лежат представления о себе. В автостереотипах обеих групп прослеживаются общие черты: они говорят о себе как о добрых и гостеприимных народах, но качественные характеристики представлений о себе студентов русских и удмуртов различаются. Так русские характеризуют себя смелыми, честными, готовыми встать на защиту своей родины, неординарными и людьми, отстаивающими свою семейные ценности. Удмурты, в свою очередь, характеризуют себя спокойными, мирными, скромными, а также любящими и поющими людьми. К примеру, «Скромные, мирные, тихие, поющие, добрые, помогающие» (удм., жен., 19 лет), «Мы русские! Мы твердые, жесткие и не поддаемся давлению! Мы добрые и душевные, мы красивые и сильные!» (рус., муж., 20 лет).
Второй формой проявления этноцентризма выступает использование принципа «мы-они». Сущностью этноцентризма является взгляд на чужую культуру, и этническую в том числе, через призму своей культуры, при этом, если чужая культура не похожа, то она любо является враждебной либо появляется интерес к изучению данной группы. Данное проявление непохожести чужой культуры могут использовать в политических целях, итак формируется образ внешнего врага – врага этноса или страны проживания этноса [2, с. 87-96]. Данное проявление этноцентризма мы можем наблюдать и в среде студентов ГГПИ, 26 человек респондентов ответили, что у их родины имеются враги. Наиболее часто респонденты отвечали, что внешний враг проявляется во внешней политике против их родины, введении санкций в отношении их родины. К примеру, «Да, думаю, у моей родины есть враги, это проявляется, например, в санкциях» (рус., жен., 21 год), «Враги есть в политике, поэтому от туда они и появляются» (рус., жен., 18 лет), «Враги проявляются во внешней политике» (рус., муж., 21 год). Понятно, что таки суждения обусловлены современной политической ситуацией. Но очевидно и другое: в образе врага акцент этнический смещён в политическую сторону. Можно заметить, что образ врага смещён в политическую сторону, это можно объяснить тем, что настроения этноцентризма в обществе могу использовать для достижения политических целей. Как отмечает С.В. Калабекова, «этноцентристские настроения умело используются для достижения вполне конкретных целей – от политических до экономических» [3, с. 34].
Третья форма проявления этноцентризма и национализма является отрицательное отношение респодентов к миграционным процессам и к расширяющимся полиэтничным диаспорам. В первую очередь, проблема этноцентризма и национализма в миграционной сфере лежит в экономических причинах, также и в культурной. Так, часто у людей появляется страх на фоне малознакомых в культурном и ценностном плане людей [1, с. 14-20]. Треть наших респондентов видят в мигрантах угрозу для своей родины, как минимум в экономическом плане, так как многие рабочие место могут занимать мигранты. В этом взгляде стоит выделить схожие моменты между русскими и удмуртами. Респонденты говорят о том, что на некоторые работодатели с большим желанием готовы взять мигрантов, тем самым увеличивая безработицу. Люди видят угрозу, как в культурном, так и в материальном плане, так как, по их мнению, расширяются диаспоры, не восприимчивы к их национальным традициям, также благодаря жителям данных диаспор происходит утечка денег за границу. Один из респондентов говорит, «Это имеет множество негативных последствий для нас. Мигранты поселяются у нас. Создают свои общины. Криминал. Активно увеличивают свои диаспоры. Получают наше гражданство. Самое главное, при этом, не желая принимать нашу культуру, они сохраняют к нам негативное отношение…» (рус., муж, 21 год), и «Да, из-за миграционных процессов возрастает безработица для своих сограждан и происходит утечка денег за границу» (рус., муж., 18 лет).
Последней формой проявления этноцентризма и национализма, которую нам хочется рассмотреть, является отношение к процессам глобализации. При этноцентризме глобализация является угрозой, так как на смену традиционным культурным формам приходит универсализм. С одной стороны глобализация разрушает структуру этноцентризма, но с другой стороны вызывает угрозу сохранения национальной идентичности, что вызывает усиление этноцентризма, вызывает усиление вражды к инородной данному народу культурной форме [2, с. 87-96]. Мы можем сказать, что студенты ГГПИ отторгают некоторые части культурной традиции, которые нам привнесла глобализация. Часть респондентов считает процессы, связанные с глобализацией, необходимыми и неизбежными – 51% респондентов, 19% респондентов считают, что глобализация на их культуре сказывается отрицательно, а остальные воздержались от ответа 30%. «Культурные заимствования – это просто необратимый процесс, в любом случае, хоть в каких-то точках будут видны культурные заимствования» (удм., жен., 19 лет), «Культурная интеграция скорее нежелательное явление. Так как хочется, чтобы культура у каждого народа была индивидуальной и уникальной» (рус., жен., 21).
Мы можем уверенно сказать, что большая часть респондентов подвергнуто идеями этноцентризма. Наиболее ярко это проявляется в том, что многие из них имеют автостереотипы, также до половины респондентов считает, что у их родины есть внешний враг. Треть респондентов имеют негативное отношение к миграционным процессам, и только пятая опрошенных часть относятся к процессам глобализации отрицательно.
Список литературы
- Белинская, Д. В., Задонская, И. А. Причины и последствия этноцентризма в современном обществе / Д. В. Белинская, И. А. Задонская // Социально- экономические явления и процессы. – 2018. – № 1. – С. 14-20
- Ильченко, Д. А., Смирнова, Т. П. Проблемы национализма на современном этапе общества [Текст] / Д. А. Ильченко, Т. П. Смирнова // право и современные государства. – 2015. – № 1. – С. 87-96.
- Калабекова, С. В. Этноцентризм в современных реалиях / С. В. Калабекова // Политика и общество. – 2018. – № 5. – С. 32-38