Введение.
Впервые понятие эмоционального выгорания было предложено американским психиатром Герберт Дж. Фройденбергером в 1974 году, когда появились первые научные описания сотрудников, страдающих этим расстройством[1,с. 160]. Критерии оценки синдрома стали доступны только в 1980-х годах благодаря разработке стандартного измерительного инструмента, опросника выгорания Маслаха или MBI. Выгорание – это психосоциальный синдром. Он включает в себя чувство эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личных достижений на работе. Эмоциональное истощение — это как чувство эмоциональной усталости и опустошенности, вызванной работой. Деперсонализация влечет за собой развитие негативного отношения и чувств к людям, для которых выполняется работа.Снижение личных достижений — это склонность профессионалов негативно оценивать свою способность выполнять задачи и взаимодействовать с людьми, для которых они выполняются, и чувствовать себя несчастными или неудовлетворенными полученными результатами. Анкета MBI была адаптирована для применения не только к профессиям сферы услуг, но и ко всем типам профессий в целом. Обновленное определение выгорания, построенное с использованием последней версии MBI, предложено Maslach et al.. По их описанию, это «длительная реакция на хронические эмоциональные и межличностные стрессы на работе, определяемая тремя измерениями: истощение, цинизм и неэффективность». Истощение — это чувство неспособности больше предложить себя на эмоциональном уровне; цинизм рассматривается как отстраненное отношение к работе, к обслуживаемым ею людям и среди коллег; неэффективность – это ощущение неадекватного выполнения задач и некомпетентности в работе. [2,с. 51]
В последнее время экономические и социальные изменения в обществе все чаще находят в отражение среди учащихся учебных заведений. Выгорание среди студентов является проблемой глобального масштаба различных специальностей, таких как «человек-машина» или «человек-человек», набирает все большую актуальность. В настоящее время студенческая жизнь наполнена множеством факторов , способствующим развитию данного явления: постоянное стремление к отличной учебе, повышенной стипендии, дезорганизация работы с учебным материалом, стрессы, неопределенность касательно своей будущей профессии. Пребывание в состояние повышенного стресса отрицательно влияет на здоровье человека, развивается псведноневротические состояния и гипертрофическое восприятие мира, который несет опасность. В мире свыше 35 млл. людей страдают синдром профессионального выгорания. Британский компаний ежегодно тратят свыше 13 млн.фунтов стерлингов для оплаты сотрудникам, которые заболели от профессиональных перегрузок. Результаты опроса ВЦИОМ в 2014 году выявили, что основными причинами болезней среди россиян является работа и стресс. Рассмотрение вопроса о профилактика выгорания среди студентов приобретает все большую актуальность, данная проблема имеет как практически, так и теоретической интерес[ 3, с. 199].
Цель исследования.
Выявление синдрома эмоционального выгорания у студентов 3 курса Пермского нефтяного колледжа.
Материал и методы.
Студенты 3 курса в количестве 60 человек. Для диагностики эмоционального выгорания у студентов использовался опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон и адаптации Н. Водопьяновой, Е. Старченковой [4,с .336]. Анализ данных производился вручную.
Опросник включает 3 шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Результаты.
Опрос проведен у 60 студентов 3 курса Пермского нефтяного колледжа города Пермь: разного возраста, пола и уровня успеваемости. В исследовании участвовали студенты:
Максимальный возраст участников опроса составлял 25 лет, а минимальный 20 лет. Из них 34 (55%) – мужчины, 26 (45%) - женщины. Средний возраст - 21 лет.
По результатам, полученным по методике Н. Водопьяновой, Е.Старченковой, высокий уровень интегративного показателя психического выгорания был выявлен у 10 (16 %) человек, средний - у 30 (50 %), низкий - у 19 (32%). Крайне высокий уровень выявлен не был.
При анализе результатов по 3 шкалам высокий и крайне высокий уровень был выявлен у 51% опрошенных студентов по шкале «Психоэмоциональное истощение», у 52% – по шкале «деперсонализация», у 35% – по шкале «редукция личных достижений» (рис. 1).
Рис.1. Результаты опроса среди студентов 3 курса
По уровню успеваемости студенты были поделены на 2 группы: имеющие стипендию и нет. Студенты, не имеющие стипендию, 18 человек (29%), среди них 10 студентов имеют высокую степень эмоционального выгорания (16% от общего числа). Студенты, имеющие стипендию, 42 человека (71%), по данному критерию существенно ниже - 1%.
Вывод.
Проанализировова результаты нашего исследования, можно сделать следующие вывовды:
У большинства студентов выявлена средняя степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания».
Выраженная степень эмоционального выгорания отмечалась по шкале «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация»
По гендерному признаку все респонденты с высоким уровнем психического выгорания лица женского пола.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения исследований в данной области, усиления психологической поддержки будущих специалистов, оптимизации процесса обучения[5]. Карантин негативно сказался на образование, полный переход на онлайн-обучения. Длительное время, проведенное перед компьютерами увеличивает стресс и негативно влияет вызывают так же признаки стресса и выгорания. Новости о сокращения заработной платы и/или увольнениях, когд учреждения были вынуждены ограничить свою работоспособность или полностью прекратить работу, что оказало негативное социально-экономическое воздействие на работников и на будущих специалистов[6].Особое внимание нужно уделить студентам в завершающий период обучения, так как именно в этот период уже будущим молодым специалистам приходит осознание некоторой недостаточности своих знаний и умений. Ведь именно психологическая безопасность – это залог здоровья и эффективной работы человека.
Список литературы
- Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. – 1974. – Т. 30. – № 1. – С. 159-165.
- Горшков Е. А., Косоногова В. И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 51-55
- Иванова С.П. Стресс и эмоциональное выгорание у студентов дневной формы обучения // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2016. №4. – с. 198-201
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер. – 2005. – 336 с.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов.-СПб.Питер, 2006. С.607.
- Mheidly N., Fares M.Y., Fares J. Coping with stress and burnout associated with telecommunication and online learning. Front Public Health. 2020;8:672.