СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (122), Июнь ‘23

Дата публикации 25.06.2023

Поделиться

Описаны основные причины и история создания, задачи деятельности мирового судьи, проблемы и трудности в обеспечении деятельности мировых судей в Российской Федерации.

Основной гарантией реализации гражданских прав является равный доступ к правосудию, то есть к их судебной защите. Работа по реализации этого полномочия возлагается на судейский аппарат, в частности на мировых судей, осуществляющих правосудие в РФ согласно федеральному законодательству и законам субъектов РФ.

Причиной создания мировых судей в Российской Империи в 1864, послужила необходимость решения бытовых конфликтов возникающих среди крестьянского населения, которое в силу низкого статуса, нехватки материальных средств и времени не могли позволить себе судебные тяжбы. Однако, данные конфликты надо было урегулировать, для этого и был создан специальный институт мировых судей, осуществляющих правосудие среди мирян, крестьян и других непривилегированных сословий.

Основной целью восстановления системы мировых судей в РФ в 1998 году опять же стала необходимость "народного суда", то есть создания суда, который был бы максимально приближен к простым гражданам, а также для упрощения доступа к правосудию. При этом кроме облегчения нагрузки на районные суды подразумевалась совершенно новая система самих судов, работы обеспечивающего персонала, проведения судебных разбирательств, так же новый режим работы и т.д.

Мировые судьи и сейчас ближе всего знакомы с простым обществом, так как именно они чаще всего рассматривают бытовые конфликты людей.

Но, если конкретизировать систему работы мировых судей, можно натолкнуться на определенные трудности, которые прослеживаются как в нормотворческой, так и в фактической деятельности этого учреждения

Последующее формирование мирового судопроизводства подразумевает его дальнейшее облегчение и снижение судебных затрат. Положительно сказываются некоторые новшества законодательства, сильно упрощающие работу судей, например, проведение судебных разбирательств в режиме видеоконференции.

Применение телекоммуникационных технологий даёт возможность уменьшить судебные затраты, ликвидировать проблему транспортировки подсудимых и других участников, все это позволяет быстрее и эффективнее разобраться с конкретными делами.

С момента принятия ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" в 1998 в него было внесено более 20 поправок и уточнений. Изменения так же вносились и в другие НПА, касающиеся мировых судей и судебной системы в целом. Законодательно урегулирован процесс материального и технического обеспечения работы мировых судей.

При исследовании нынешней судебной практики мы можем увидеть определенные трудности в работе мировых судей, разрешение которых должно помочь в увеличение эффективности судопроизводства.

Таким образом, одной из трудностей считается большой объем работы, находящейся в производстве у мировых судей на сегодняшний день. Согласно статистике, каждый месяц мировой судья рассматривает в среднем 3 уголовных, 120 гражданских и административных и 150 делопроизводств об административных правонарушениях, более тридцати материалов в сфере углового и гражданского права.

Статистика была бы совершено нормальной, если бы количество, как самих судей, так и судебных участков соответствовало нынешним реалиям. Стоит заметить что числа, переведенные выше являются усредненными значениями, то есть, в некоторых регионах ситуация с ненормальной загруженностью обстоит особенно резко. В исключительных случаях количество делопроизводств доходит до 300 в месяц на одного судью, что никак нельзя назвать рабочей нормой. Соответственно, из-за огромной нагрузки страдает либо качество рассмотрения конкретных дел, либо их количество и сроки, что вновь приводит к образованию ещё большего количества нерассмотренных делопроизводств.

Ещё одной немаловажной трудностью является соответствующая организация работы судьи. Размещение судейского кабинета в некоторых районах может вызывать проблемы его доступности, ввиду непроходимости некоторых местностей из-за отсутствия или недолжного состояния путей сообщения и связи между населенными пунктами, если сказать простыми словами - транспортные и телекоммуникационные проблемы. Опять же мировой судья является "стационарным", а не "странствующим", чтобы иметь возможность добираться до отдельных населенных пунктов и там непосредственно вершить правосудие.

Исходя из нынешних реалий, главной задачей данного судьи должно быть примирение конфликтующих сторон, то есть широкое применение популярной сейчас процедуры медиации, что существенно сократило бы судебные затраты и время, потраченное на разбирательство, а также значительно сократило бы негативные последствия для обеих сторон.

Ещё одной проблемой является меньшие полномочия мирового судьи по сравнению с другими представителей данной ветви власти. Например, согласно действующим законам мировой судья не может контролировать досудебный процесс, апелляционное и кассационное обжалование, не вправе он пересматривать свои дела, рассматривать жалобы на действия других участников судопроизводства, контролировать исполнение своих решений и т.д.

Стоит отметить, что были названы не все проблемы в организации деятельности мирового судьи, но даже решение вышеуказанных трудностей, серьезно поспособствует росту эффективности и скорости рассмотрения дел, а также снижение судебных затрат.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Консти-туции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года №1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законо-дательства Российской Федерации. 1997. №1. Ст.1.
  3. Федеральный закон от 17.12.1998 №188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 21.12.1998, №51, ст. 6270.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary