ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

73

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 13.12.2021

Поделиться

В данной статье рассматриваются правовые проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления на примере Российской Федерации. Определяется роль органов местного самоуправления в органах публичной власти Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, что порождает проблему определения пределов законодательного регулирования порядка решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также пределов самостоятельности в их решении.

Принцип законности обладает весьма большим значением для регулирования различного рода правоотношений в тех или иных областях. Как правило, законодатель заинтересован в поддержании высокого уровня законности, а также обеспечения исполнения данного принципа на практике, так как он обуславливает безопасность, объективность и справедливость в регулировании общественных отношений. Принцип законности находит свое отражение в правовых нормах, которые носят общеобязательный характер для любого субъекта общественных отношений, в том числе и для публичных образований, а также юридических лиц. Подобные правовые нормы нацелены на формирование и обеспечение функционирования всех правовых и социальных институтов. 

Смысловое значение и сущность принципа законности, представленного в качестве составного элемента демократии, заключается в нескольких аспектах, а именно: 

  • регулирование различных правоотношений, возникающих при взаимодействии государства,  представленного в лице компетентных органов власти, и граждан друг с другом;
  • законность как своеобразное правовое явление представлено в качестве характеристики гражданского общества, в рамках которого граждане, а также юридические лица могут реализовывать принадлежащие им в силу закона субъективные права и обязанности. 

Таким образом, из представленных выше фактов необходимо сформировать один промежуточный вывод, суть которого заключается в том, что принцип законности служит в качестве своеобразного гаранта, обеспечивающего порядок в различного рода отношениях между гражданами, публичными образованиями и юридическими лицами. К тому же стоит помнить о том, что принцип законности является общеправовым, то есть он распространяется практически на все сферы жизни общества, к которым можно отнести, например: 

  • политический режим и определение политики-правовых направлений деятельности органов государственной власти;
  • социальная политика, в которую могут входить обеспечение медицинских, а также образовательных и иных услуг;
  • экономическая сфера, выключающая в себя всех возможных хозяйствующих субъектов;
  • сфера управления, вне зависимости от разновидностей объектов данного управления;
  • так называемая, научная сфера, а также отношения, возникающие в области культуры.

В рамках представленной статьи необходимо обратить свое внимание на историю происхождения законности, представленной в качестве специфической правовой категории. Стоит сказать о том, что представители современной правовой доктрины не сходятся во мнении о том, когда была сформирована указанная правовая категория. Первое упоминание законности как самостоятельного принципа датируется XVII-XVIII вв.

Продолжительное формирование принципа законности, а также его доработка и постоянное совершенствование подтверждают тот факт, что представленная правовая категория обладает весьма серьезным значением для регулирования практически всех отношений, протекающих в обществе и государстве. Кроме всего прочего, особая актуальность принципа законности, в настоящее время, выражается в построении реального правового государства, не говоря уже формировании единого правового поля, которое распространяется абсолютно на все сферы жизни общества.

В рамках представленного в настоящей статье исследования, необходимо обратить внимание на сущность и смысловое содержание законности как особой правовой категории, а не принципа или специфической правовой установки. Современная правовая доктрина предусматривает несколько точек зрения, в содержании которых указывается правовая природа законности. Так, некоторые правоведы придерживаются мнения о том, что законность рассматривается как банальная совокупность нормативно-правовых актов, направленных на регулирование конкретно взятых правоотношений. Таким образом, нормативно-правовые акты, вне зависимости от их вида и формы выступают в качестве основы законности. Безусловно, представленная теория имеет под собой, так называемое, «разумное зерно» и действительно законность учитывает в себе совокупность определенных правовых актов. Однако законность, как особая правовая категория представлена куда более шире чем один или несколько нормативно-правовых актов. 

Вторая группа ученых отождествляет термин «законность» с термином «правопорядок» и казалось бы законность заведомо предполагает под собой установления определенного порядка в организации тех или иных правоотношений. Тем не менее, отождествление указанных выше терминов является ошибкой, так как правопорядок, по своей природе и сущности, представлен в качестве результата эффективно функционирующего принципа законности и реализации права в целом. То есть, правопорядок является следствием законности, как особо состояния упорядоченности правоотношений. Данные аргументы поддерживает подавляющее большинство авторитетных правоведов, в число которых может входить, например, В.С. Нерсеянц или же Л.И. Спиридонов. 

На основании представленных выше фактов может возникнуть весьма логичный вопрос, суть которого заключается в том, что под собой представляет законность как самостоятельная правовая категория. Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к работам выдающегося правоведа, а именно С.С. Алексеева. В своих научных трудах он проявлял относительно большой интерес к изучению правовой природы и специфических характеристик, присущих такой правовой категории как законность. 

Указанный термин он рассматривает с трех самостоятельных и относительно обособленных позиций. К таким позициям необходимо относить следующее:

- законность, представленная в качестве специфического требования, которое обладает общеобязательным характером. Ввиду этого, указанное требование предполагает неукоснительного соблюдения, так как в нем представлена вся совокупность правил и порядков, которые направлены на регулирование правовых отношений. Участниками данных правоотношений могут являться физические лица, публичные органы власти, а также различного рода организации. По мнению автора, с указанной точки зрения законность рассматривается в узком плане, так как предусматривает собой совокупность нормативно-правовых актов, нацеленных на регулирование и регламентацию тех или иных правоотношений. Как правило, акцент делается на те правовые нормы, которые зафиксированы в законах. Таким образом, законность как особая правовая категория содержит в себе одно свойство, которое было перенято от нормативно-правового акта, а именно общеобязательный характер для тех субъектов отношений, на которые данная категория распространяет свое действие;

- суть второй позиции обретения правовой природы и сущности законности как специфической правовой категории, заключается в том, что законность есть логическое продолжение права и правовой системы, в любом ее проявлении. То есть, с помощью законности представляется возможность претворения той или иной нормы права в жизнь, не говоря уже об исполнении этих самых норм. Таким образом, законность содействует правовому регулированию, организации и контролю различного рода общественных отношений;

- также указанный выше правовое рассматривает законность с широкой точки зрения. Согласно этой позиции, законность тесно связывается с политической сферой. В данном случае, акцент взаимосвязь законности и правового режима, а именно демократического правового режима. То есть, законность распространяется на все сферы жизни общества посредством политического воздействия и влияния на это самое общество. Кроме всего прочего, положения законности начинают распространятся не только на граждан, но и на функционирование отдельных политико-правовых институтов, а также всей политической системы в целом.

Таким образом, такая правовая категория как законность представлена в качестве целого комплекса относительно самостоятельных элементов, которые все же находятся во взаимодействии друг с другом. Так, законность, в современном отечественном доктринальном понимании выступает в виде как принципа деятельности государства, так и политико правового-режима, благодаря которому обеспечивается безотлагательное и безусловное соблюдение положений Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов. Сюда же следует отнести соблюдение различного рода правовых, социальных или же политических предписаний, которые распространяются на тех или иных участников правоотношений. 

Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь четкое представление о круге своих полномочий и соответствующих им обязанностях, ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве. 

Вместе с тем, жестко закреплять за органами местного самоуправления определенный фиксированный объем полномочий нецелесообразно. Муниципальные образования имеют существенные различия по экономическому потенциалу, инфраструктуре, кадрам, поэтому объем полномочий по решению вопросов местного значения, который могут взять на себя те или иные органы местного самоуправления, всегда будет различным. При определении компетенции каждого муниципального образования необходимо обязательно учитывать местные условия.

 

Список литературы

  1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – 528 с.
  2. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Инфра-М, 2010. – 816 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее