Понятие суверенитет, проблемы суверенитета в Российской Федерации

Понятие суверенитет, проблемы суверенитета в Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

21

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 15.06.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается история развития понятия суверенитет и современная проблематика суверенитета в Российской Федерации. Данная статья отражает теоретические аспекты обозреваемого понятия и поможет в его изучении.

Обзор литературы

При написании статьи использовались учебник Иконникова Г.И. Ляшенко В.П. «Философия права» для понимания концепций суверенитета и их создателей, также был использован учебник Нудненко Л.А. «Конституционное право России» для понимания связей суверенитета с другими нормами права, в том числе с международными. Помимо данных источников использовались научные статьи Мсоева Ф.Б. Лолаева А.С. «Проблемы суверенитета и федерализма в истории и праве России» и Мартова Е.А. «Проблемы по обеспечению государственного суверенитета в Российской Федерации», чтобы отследить современное мнение по поводу нынешних проблем, связанных с суверенитетом. В статье автор ссылается на нормы права, закреплённые в Конституции РФ и в Уставе ООН.

История развития понятия суверенитета

Это понятие в первые появилось во Франции 16 века. Но стоит отметить, что объективных предпосылок для разработки концепции суверенитета не было.

Понятие было введено французским юристом Жаном Боденом (1529–1596). Разработанная им концепция определяла данное понятие как полноту власти над определённой территорией и людьми населяющими её. И в то же время Боден отмечал, что власть являлась независимой от внешних сил. [3]

Но, как обычно это бывает, на власть много кто претендовал, феодальная власть и церковь стремились обособить свою власть, получить более высокий статус чем государство. Для того чтобы сохранить баланс сил и не потерять власть, монарх должен был быть юридически полноправным правителем, то есть сувереном-обладателем неделимых властных полномочий.

Но всё изменилось, когда настала эпоха буржуазных революций, и абсолютный характер суверенитета, определённый в трактовках Жана Бодена, пошатнулся. Тут суверенитет начал приобретать современные черты. Он уже связывался не с божественной властью монарха, а с суверенитетом народа, то есть власть и народ являются едиными носителями суверенитета. Эта морально психологическая обоснованность прослеживается в ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.» [1]

Развитие и дальнейшее использование методов юридического утверждения власти развивалось с появлением таких государств, как Англия, Франция и Испания.

Политический философ Томас Гобс (1588–1679) выдвигал идеи, суть которых заключалась в неделимости власти. Также он говорил, что опасностью для суверенитета является разделение властей, и был противником данной теории. В своих работах Гобс являлся сторонником абсолютизма и считал, что государство произошло на договорной основе суверена и его подданых.

Тем самым подданные передавали свои естественные права суверену-государю. Беря за основу договорную теорию возникновения государства, Гобс строил теорию, которая уже была приближена к современным теориям суверенитета. [5]

Что касается нашей страны, то первым, кто рассуждал на тему суверенитета и выдвигал идеи, связанные с легализацией властных полномочий царя, был Волоцкий игумен Иосиф Санин. Его доводы были похожи на суждения иностранных коллег. Он также считал, что царская власть независима и является верховной, при этом подчёркивая божественное происхождение власти.

Новая стадия развития суверенитета настала, когда государственный строй стал более демократичным и на законодательном уровне гарантировал права и свободы граждан. Тогда суверенитет связывался с демократическим устройством государства. Одним из первых, кто развил эту теорию в таком виде, являлся М. Ориу (1856–1929). 

М. Ориу в своих трудах делил суверенитет на политический и юридический. В его понимании политический суверенитет - это суверенитет, пребывающий в политической организации, создавая законы, а юридический - пребывает в народных массах, при этом подчиняя всех положительному праву. [5]

Он считал, что в демократическом государстве власть осуществляется всеми гражданами. С другой стороны, распыление-дисперсия властных полномочий свидетельствует о реализации внутреннего суверенитета всеми гражданами через референдумы, митинги и т. д.

 

Понятие суверенитет

Различают несколько видов суверенитета:

  1. Государственный суверенитет. 
  2. Национальный суверенитет.
  3. Народный суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков в результате необходимости отделения государственной власти от церковной.

Государственный суверенитет — это юридическое качество независимого государства, означающее верховенство и независимость государственной власти внутри страны и в международных отношениях.

Сущность государственного суверенитета состоит в том, что государству подчиняются все подсистемы и социальные институты, при этом оно находится на вершине иерархии. Такие важные направления, как: здравоохранение, образование, защита, не смогут существовать без государственного суверенитета. Анархия — это есть результат его отсутствия.

Выделяется два вида государственного суверенитета:

  1. Внешний - государство осуществляет внешнюю политику от имени граждан.
  2. Внутренний - издание законов, легальное применение силы.

Внешний рассматривает отношения государства на международной арене и предполагает, что государство осуществляет свою внешнюю политику на основании своих интересов.

Внутренний суверенитет рассматривает дела, касающиеся внутренних форм жизни государства, т.е. всех политических, экономических, социальных и прочих структур, являющихся внутригосударственными.

Главным признаком внутреннего суверенитета является способность государства издавать законы, действующие на всей его территории.

Национальный суверенитет выражается в праве нации определять свою судьбу, т.е. возможность самоопределения для сохранения языка, культуры и истории, политической свободы нации и её полновластия.

Оно является предметом споров, так как по определению представляет возможность отделения субъектов, что подрывает государственный суверенитет. В нашей стране такое событие имело место быть во время чеченской войны 1995–2000 г., когда страна была на грани потери своего субъекта.

Народный суверенитет — это право определять экономическую, социальную и политическую систему государства. Проще говоря, это право на определения характера государства, которое осуществляется народом. В ч.1 ст. 3 Конституции РФ сказано, что носителем суверенитета и источником власти в стране является её многонациональный народ. [4]

Исходя из вышеперечисленного, следует подчеркнуть, что доминирующей нации, осуществляющей данное право, нет.

Народ участвует в реализации народного суверенитета через демократические инструменты, такие как: референдумы, выборы, петиции, общественные организации, пикеты.

Но осуществлять данное право через постоянные референдумы или выборы невозможно, поэтому народ делает это через своих представителей: Президент РФ, Федеральное собрание, Муниципальные органы субъектов РФ, Присяжный суд.

Проблемы суверенитета

В современном мире государству приходиться уделять много внимания защите своих суверенных прав, так как с развитием технологий появились множество сфер реализации суверенитета, от которых зависит нормальное функционирование государства. Такими сферами реализации суверенитета являются: культурная, экономическая, военная и информационная.

Как уже упоминалось в первой главе международные отношения, членство в сообществе стран могут ограничить суверенитет. Происходит процесс навязывания своих интересов вследствие преобладания одних стран над другими. Порой мнение одного государства выдаётся за мнение всего мирового сообщества.

В связи с этим национальные интересы России представляют собой публичные интересы. Главным источником их фиксации выступает конституция РФ и конституционные нормы.

На конференции «Валдай» В.В. Путин отмечал, что Россия свой выбор сделала, ее приоритеты – это дальнейшее совершенствование институтов демократии и открытой экономики, ускоренное внутреннее развитие с учетом всех позитивных современных тенденций в мире и объединение общества на основе традиционных ценностей и патриотизма. [6]

Таким образом, суверенитет может быть ограничен в нескольких случаях:

  1. В результате иностранных интервенций.

Как уже упоминалось, устав ООН разрешает, а в некоторых случаях и обязывает государства члены проводить интервенции, характер которых зависит от происходящих в стране событий, т.е. можно сделать вывод, что даже военная интервенция в некоторых случаях обязательна, основываясь на устав ООН. [7]

Например, в 1999 году, когда югославская война была в самом разгаре, силы НАТО во главе с США совершили бомбардировку Белграда, вследствие чего были многочисленные жертвы среди людей.

  1. Ослабление экономического сектора и социально-экономической политики.

Различного рода санкции и торговые споры способны навредить как экономике, так и общественному благосостоянию.

В 2014 году, когда Россия была обложена множеством санкций, доллар вырос больше чем в два раза. Итог - ухудшение жизни граждан.

  1. Ослабления военного сектора.

В 1991 г. Россия переживала распад, а вместе с ним и распад Вооружённых сил. Тотальное ослабление военной промышленности привели к неспособности функционирования Вооружённых сил как единого блока.

Война 1994 года в Чечне показала состояние вооружённых сил, но стоит отметить, что данное событие способствовало реорганизации и улучшению армии.

Что касается государственного суверенитета, то в конституционной практике сложились три подхода к его проблеме:

  1. сочетание государственного суверенитета федерации и сочетание суверенитета каждого субъекта;
  2. распределение государственного суверенитета по уровням управления федерации;
  3. признание принадлежности государственного суверенитета только федерации.

Россия есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации. Следовательно, возникает вопрос о статусе и властных полномочиях субъектов. 

Рассмотрим первый подход. Такие условия формируются в Федерации, которая основана на союзе государств - членов. При таком союзе часть суверенитета субъекта передаётся суверенитету Федерации, но утверждать, что суверенитет Государства таким образом утрачивается, ошибочно. Субъект Федерации передаёт союзу только отдельные полномочия, такой союз становится Суверенным Государством. Но такое возможно, если субъект Федерации по конституции характеризуется как Государство. [2]

На основе этого создавался СССР, в территорию которого входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР и прочие республики. Наделение суверенитетом отдельных членов союза расширяло их самоуправленческие полномочия. В конституции признавалось, что суверенитетом обладают как Союз, так и отдельные его члены (республики), имеющие право на самоопределение, т.е. право на отделение, что в последующем сыграло свою роль. Но в конституции 1936г., где помимо Союзного был провозглашён суверенитет Республик, Республики не обладали полным Государственным суверенитетом, что давало возможность сохранения территориального суверенитета СССР.

Данный вопрос тесно связан с национальным суверенитетом, который в Советском Союзе решал проблему наций (имеется в виду начальная стадия объединения республик). Те территории республики, где население было этнически обособленным, и где мог развиться сепаратизм, могли навредить суверенитету. Поэтому в ходе формирования СССР, республикам были даны расширенные полномочия, в том числе право на самоопределение, которые были конституционно обусловлены.

Обеспечение современного суверенитета России применительно к субъектам обуславливается перечнем норм, в том числе международных, гарантирующих права и свободы граждан. Современная сущность проблемы утрачивает свою значимость по причине мировой глобализации и мер, предпринимаемых для защиты сфер жизнедеятельности государства, гарантирующих его суверенитет. Статья 69 Конституции РФ гарантирует права малых народов в соответствии с общепризнанными нормами. Законодательство нацелено на защиту национальных интересов отдельных групп населения, что говорит нам о том, что государство уделяет внимание вопросу о суверенитете отдельных субъектов и национальностей.  [1]

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Мартова Е.А. Проблемы по обеспечению государственного суверенитета в Российской Федерации // Юридические науки 2018. №12
  3. Мсоева Ф.Б. Лолаева А.С. Проблемы суверенитета и федерализма в истории и праве России // Вестник академического научного центра 2018. №1
  4. Нудненко Л.А. / Конституционное право России: 2022 С. 75
  5. Иконникова Г.И. Ляшенко В.П. / Философия права 2023 С.19
  6. Конференция «Валдай» https://www.youtube.com/watch?v=duUL8bFTf64
  7. Устав ООН (полный текст) Организация Объединённых Наций // URL https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее