Юридическая ответственность государственного служащего как основа его административно-правового статуса

Юридическая ответственность государственного служащего как основа его административно-правового статуса

В статье рассматривается юридическая ответственность государственных служащих с точки зрения общественных отношений между государством и государственным служащим.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (37), Октябрь ‘21

Поделиться

Статус государственного гражданского служащего гражданин РФ приобретает с момента заключения служебного контракта и издания приказа о назначении на должность государственной гражданской службы.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3], статус федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ устанавливаются федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. 

Последние изменения в субъектовый закон были внесены после внесения изменений в Конституцию РФ [1].

Правовой статус государственных гражданских служащих представляет собой совокупность следующих элементов:

- права и свободы;

- обязанности

- запреты

- ограничения

- ответственность

Правовая основа юридической ответственности госслужащих, в первую очередь, представлена Конституцией Российской Федерации, устанавливающей основные принципы действия исполнительной власти, очерчивающей приоритеты охраны прав человека (ст.ст. 32, 71, 97).

Источником правового регулирования юридической ответственности, руководствуясь Законом о системе государственной службы, являются федеральные законы о видах государственной службы. В то же время эти законы содержат отсылочные нормы к соответствующим кодексам.

Так, ст. 68 Закона о государственной гражданской службе предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Норма эта является отсылочной, так как она не предусматривает непосредственно виды и порядок ответственности, санкции, а только отсылает к другим нормативным правовым актам, в частности непосредственно к данному Закону, а также другим федеральным законам.

Ответственность государственных служащих является одной из разновидностей юридической ответственности. Она имеет свою специфику, обусловленную особым положением данной категории лиц. Так, в п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] в числе первых названа обязанность сотрудника органов внутренних дел знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

Юридическая ответственность государственного служащего состоит в применении к нему в установленном порядке предусмотренных законом мер наказания (санкций).

Следует сказать, что в качестве основания привлечения государственного гражданского служащего к ответственности может выступать ненадлежащее исполнение или неисполнение им должностных обязанностей, а также несоблюдение требований законности и служебной дисциплины.

Служебная дисциплина государственного гражданского служащего подразумевает необходимость императивного соблюдения им требований, предусмотренных должностным регламентом, а также служебного распорядка, устанавливаемых в соответствии с положениями, закреплёнными в федеральном законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Следует отметить, что служебный распорядок, действующий в том или ином государственном органе, должен быть утверждён представителем нанимателя. При осуществлении данного утверждения императивной является необходимость учёта мнения профсоюзного выборного органа, функционирующего в соответствующей государственной структуре.

На государственных гражданских служащих распространяется законодательство, регламентирующее порядок привлечения к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или должностной проступок.

В качестве должностного проступка может выступать неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим, возложенных на него должностных обязанностей. Подобное нарушение может быть основанием наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания, применение которого находится в компетенции соответствующего уполномоченного лица.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих подразумевает наложение на данных лиц установленных законодательством дисциплинарных взысканий. В качестве таких взысканий выделяют следующие:

1. Выговор;

2. Замечание;

3. Предупреждение о неполном должностном соответствии;

4. Увольнение с государственной службы.

Следует сказать, что перед непосредственным применением дисциплинарного взыскания, обязательным выступает проведение служебной проверки по факту нарушений со стороны государственного служащего.

Кроме того, для анализируемой категории лиц установлена также материальная ответственность, которая наступает в случае совершения должностного проступка, повлекшего причинение материального ущерба, и выполняет правовосстановительную функцию. Данный вид ответственности подразумевает под собой необходимость возмещения вреда или ущерба имущественного характера, который возник вследствие виновных действий государственного служащего. Важно помнить, что применение к государственному служащему мер материальной ответственности не является основанием для его освобождения от иных видов ответственности, в частности, от дисциплинарной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридическая ответственность государственных служащих дел представляет собой регламентированную нормами права общественные отношения между государством в лице его специальных органов и государственным служащим, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 01.07.2020 г.) // http://www.pravo.gov.ru.
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изм. на 08.12.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (с изм. на 08.12.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49. – Ст. 7020.
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (с изм. на 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary