Защита личных неимущественных прав педагога как фактор совершенствования системы образования

Защита личных неимущественных прав педагога как фактор совершенствования системы образования

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

99

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 08.06.2023

Поделиться

В данной работе проанализированы ключевые аспекты защиты личных неимущественных прав педагога и приведены модели совершенствования системы образования

Современный учитель настолько уязвим, что любой человек при желании способен добиться его увольнения. Часто педагог остается один на один с несправедливым родительским натиском, т.к. не находит поддержки среди коллег и администрации школы. Прецедентом тому может служить, что угодно: не так одет, не та прическа, либо макияж, представитель не той расы, веры или национальности, имеет не то мировоззрение или хобби и т.п.

Все это являются почвой для возникновения педагогического конфликта нравственно-этического характера. Яркий пример подобного – это скандальная ситуация с увольнением Т. Кувшинниковой из Барнаула,  возникшая по причине опубликования фотографии в купальнике на страничке социальной сети. Людей, поднявших скандал, не смутил факт того, что этот учитель является членом федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи», а «непозволительный» снимок был сделан во время акции, приуроченной в поддержку зимней Универсиады. И аналогичных случаев по всей России много.

Поэтому Министерство Просвещения выпустило профессионально-этический кодекс, являющийся инструментом для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Однако данный кодекс, к сожалению, не решает обозначенную ранее проблему. Дело в том, что в нем большой акцент обращен к обязанностям учителей, но упускаются их права в разрешении педагогических конфликтов: кто должен входить в комиссию, как она должна работать, имеет ли право участвовать в работе комиссии представители школы, какие вводятся санкции в адрес нарушителя кодекса, а также, какие закреплены и гарантированы права педагогу при разбирательстве.

При существовании таких правил в профессионально-этическом кодексе, большую часть конфликтов можно было бы решить без привлечения общественного внимания к профессионально-педагогическим издержкам деятельности специалиста. Значит, наступило время глобальных изменений. Это подразумевает создание условий для трудовой деятельности современного учителя, затрагивающих все его сферы жизнедеятельности, в том числе, экономическую и психологическую помощь.

Профессионально-этический кодекс представляет собой совокупность определенных обязанностей и норм поведения, регулирующих взаимоотношения в профессионально-педагогическом сообществе. Невозможно предугадать все возможные способы предотвращения конфликтов, либо их разрешения. На наш взгляд, эффективной могла бы стать независимая комиссия по урегулированию педагогических конфликтов. В ней активную работу смогли бы проводить независимые узкоспециализированные эксперты (в зависимости от специфики разбирательства). Культурологи, преподаватели психологии и педагогики, а также представитель от Министерства Просвещения – должны стать постоянными членами комиссии. Важным моментом являются следующие: любой субъект конфликта может принимать участие в разбирательстве только в качестве свидетеля, итоговое решение принимается коллегиально на основании предоставленных комиссии доказательств. Самой крайней мерой (в случае обнаружения грубейших нарушений педагогической этики) следует считать запрет на ведение педагогической деятельности в любых учреждениях образования.

Таким образом, фундаментом государства является система образования, которую закладывает учитель. Именно от него зависит: кто завтра будет учить, и лечить людей, обеспечивать нашу безопасность, защищать страну и ею управлять. Образование человека определяет будущее любой страны. Поэтому, нужно осознавать уже сейчас, что крах образования – это крах нации.

Список литературы

  1. Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04949-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512578 (дата обращения: 19.04.2023).
  2. Ресурсная база социально-культурной деятельности : учебно-методическое пособие / составители Ю. В. Бовкунова, Н. В. Ефремова. — Белгород : БГИИК, 2019. — 122 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153863 (дата обращения: 19.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее