Факторы, влияющие на развитие системы многофункциональных профессиональных образовательных организаций

Факторы, влияющие на развитие системы многофункциональных профессиональных образовательных организаций

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 13.12.2021

Поделиться

В статье рассматриваются актуальные внутренние и внешние факторы, определяющие трансформацию системы среднего профессионального образования в Российской Федерации

Профессиональные образовательные организации в настоящее время сталкиваются с внешними и внутренними вызовами, оказывающими существенное влияние на их функционирование и  определяют дальнейшее их развитие. 

Внешние факторы, которые определяют трансформацию системы российского образования, и особенно системы среднего профессионального образования, связаны в большей степени со структурными экономическими изменениями и миграционными трендами, где можно выделить:

  1. Реструктуризация спроса на квалифицированные кадры и профессиональные компетенции со стороны рынка труда: 
  • снижение спроса на профессии, связанные со «стандартизированным» и «регламентированным» трудом, и повышение спроса на компетенции в области программирования, организации работы со сложными техническими системами; 
  • повышение спроса на квалифицированные кадры в сфере социально­культурных услуг, способных работать с учетом новых тенденций и технологий.
  1. Отток квалифицированных специалистов из регионов в крупные города, вызванный во многом неконкурентной заработной платой в регионах и недостатком привлекательных рабочих мест, а также общероссийскими миграционными трендами [1].

Внутренние факторы прежде всего связаны с низкой эффективностью системы управления в образовательных организация, реализующих программы среднего профессионального образования, и в том числе слабым взаимодействием с ключевыми работодателями:

  1. Отсутствие   тесной        кооперации         между образовательными организациями и организациями реального сектора экономики, вследствие чего образовательные программы не соответствуют потребностям регионального рынка труда и у выпускников отсутствуют необходимые для рынка труда профессиональные компетенции. Это приводит к проблемам: 
  • низкая востребованность выпускников на рынке труда; 
  • необходимость дополнительного обучения выпускников на предприятиях; 
  • низкая востребованность образовательных программ у школьников вследствие отсутствия понятных перспектив успешного трудоустройства.
  1. Низкий уровень развития управленческих механизмов в профессиональных образовательных организациях, особенно в части управления финансовыми средствами, что влияет на качество подготовки студентов и вовлеченность преподавательского состава: 
  • дефицит кадров в профессиональных образовательных организациях, способных осуществлять обучение с учетом современных технологических и производственных особенностей; 
  • недостаточный объем финансовых средств на развитие профессиональной образовательной организации, в том числе на обновление и улучшение инфраструктуры;
  • неэффективность использования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, в том числе слабая загруженность оборудования и приборной базы, наличие незадействованных объектов недвижимости (зданий, сооружений, территорий);
  • информационная закрытость профессиональных образовательных организаций; 
  • низкое качество и уровень развития применяемых технологий дистанционного образования;

Таким образом, указанные выше факторы обуславливают необходимость формирования в субъектах Российской Федерации новой модели профессиональных образовательных организаций, реализация которой позволит снизить негативные последствия экономических и социальных вызовов, а также будет способствовать решению текущих проблем профессиональных образовательных организаций.

В условиях современного социально-экономического развития повышение интереса у абитуриентов к обучению в профессиональной образовательной организации, которая обеспечивает не просто подготовку специалистов по широкому перечню востребованных в регионе профессий и специальностей, но и осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и карьерному самоопределению, направленную на повышение привлекательности и престижности специальностей и профессий системы среднего профессионального образования, формирование у поколения будущего бережного и уважительного отношения к труду, становится особо важным[2].

Принципиально важное значение в деле подготовки квалифицированных кадров имеет развитие производственной деятельности профессиональных образовательных организаций, ведение ими практической подготовки с учетом современных требований производства и организации труда  на всероссийском и международном уровнях.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2019 году, подчеркнули значимость получения образования в условиях, приближенных к реальным производственным условиям, и профессиональных компетенции в соответствии с профилем специальности. Внесенные изменения определяют, что практическая подготовка может осуществляться не только на базе профильных организаций – работодателей, но и непосредственно в профессиональной образовательной организации, при условии наличия у последней необходимого материально-технического оснащения. При этом необходимо понимать, что фактически такие условия могут создаваться путем создания реально действующих производств на базе профессиональных образовательных организаций. Так становится понятно, что современная профессиональная образовательная организация – это многофункциональная организация, обладающая не просто стандартным набором образовательного инструментария, но и производственными комплексами, что в свою очередь помимо основной вида деятельности – оказания образовательных услуг,  создает и дополнительные – оказание услуг населению, производство продукции и т.п[3]. Многофункциональность деятельности профессиональной образовательной организации заключается в формировании развитой и современной производственной базы, решающей задачи как повышения качества практической подготовки кадров, так и удовлетворения потребности населения в услугах, продукции, а значит и развития деятельности, приносящей доход образовательной организации. 

Список литературы

  1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. Методические материалы и ответы на вопросы. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24045853
  2. Болотов, В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации/Вопросы образования, 2004. - № 3. – С.23-29.
  3. Московский центр развития кадрового потенциала образования – официальный сайт URL: https://corp-univer.ru/ - (дата обращения 07.11.2021);
  4. Царькова Е.А. Развитие требований к условиям реализации образовательных программ среднего профессионального образования // Журнал «Образование. Карьера. Общество» № 4 (63) 2019
  5. Станулевич О.Е. Центр опережающей профессиональной подготовки — оператор формирования программ подготовки кадров для региональной экономики // Профессиональное образование, 2019 г., № 5, с. 31-35
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее