В научном гуманитарном знании последнего десятилетия, различных его областях многократно возрос интерес к новым форматам СМК, в частности к осмыслению феномена интернет-медиа [1]. Задача нашей статьи – концептуально обобщить представления современных исследователей о специфике интернет-пространства и проанализировать особенности этого процесса на конкретных примерах.
Сегодня, исследования медиа не ограничиваются изучением лишь особенностей традиционных средств массовой информации. Связано это с тем, что новые медиа более разнообразны в плане подачи и представления контента, а также более оперативны. Они порождают новые способы представления контента, формы и взаимодействия с аудиторией.
Журналистика — одна из сфер деятельности, которая претерпела сильные изменения и трансформацию под влиянием развития новых технологий. Уже к двухтысячному году, в СМИ наметились серьезные изменения, которые требовали новых определенных подходов к изучению феноменов коммуникации и информации. В работе «Интерактивная и гипертекстовая журналистика», исследователь в сфере интернет- журналистики А.Каклмыков говорит о том, что следствием изменений являются [2]:
1) изменения в системе отечественных средств массовой информации и массовой коммуникации;
2) изменения параметров профессионализации журналистов;
3) появление новых стандартов статистики публикаций.
С начала 21 века Интернет стал ключевой средой для сбора информации и для публикации материалов. После появления Интернета, журналисты стали адаптировать данную платформу и для своего вида деятельности. Его развитие создает новое пространство и новые возможности для распространения и потребления различного рода контента. Все это приводит к тому, что информация, которая размещалась в сети Интернет, приобрела определенные характерные черты. Среди них можно выделить доступность, оперативность, отсутствие географических преград и временных ограничений, сокращение финансовых затрат.
В связи с этим, перед традиционными средствами массовой информации стоит задача приспособиться к сложившимся условиям, которые продиктованы новыми медиа.
Основная задача — найти нетрадиционные способы создания и представления информационного продукта. Чтобы материал был «удобным» в новой среде, его необходимо адаптировать к веб-сайтам и социальным сетям. В связи с этим возникает понятие новые медиа .
Новые медиа — это способ передачи информации между коммуникаторами с помощью возникших относительно недавно электронных технологий, а именно с помощью различных Интернет-площадок. Сегментами медиапроизводства являются социальные сети, сайты, мобильные приложения.
А.Качкаева [3] — исследователь в области журналистики, дает собственную жанровую классификацию «новым медиа». В нее входят текстовые, мультимедийные и синтетические жанры.
К текстовым относят традиционные жанры (очерк, новость, заметка и т.д), синтетический жанр подразумевает объединение нескольких элементов — текста, картинки, звука. Также, к нему можно отнести слайд-шоу, интерактивный сюжет, информационные игры и т.д.
В мультимедийных жанрах выделяют аудиальные, иллюстративные и видеожанры. К иллюстративным можно отнести фоторепортаж, графику, рисунки; аудиальные представляет собой подкасты, аудиосюжеты; к видеожанрам можно отнести видеосюжет и другой видеоконтент.
Уже более двадцати лет назад, с появлением первых сайтов появились и первые онлайн-медиа. Поначалу традиционные медиа копировали содержание печатных изданий. С опытом средства массовой информации научились адаптировать контент под площадки различных платформ.
Размещенный в сети контент стал характеризоваться следующими понятиями:
1) Интерактивность — использование двусторонней коммуникации.
2) Гипертекстовость — расширение сообщения с помощью ссылок.
3)Мультимедийность — использование в сообщении всех доступных средств, и инструментов тех или иных платформ.
4) Мгновенность — возможностью непосредственного наблюдения за событием в любой точке мира.
5) Гибкость — возможностью редактировать материал [4].
Исследователь в области журналистики Е. Вартанова [5] считает, что сегодня digital-направление в журналистике становится всеохватным, и оно, скорее всего, станет главным. Учитывая коммуникативные особенности среды, стиль изложения материала в сетевой журналистике должен меняться.
Основные характерные черты «сетевого текста» определяются спецификой медийной сети и особенностями восприятия информации с экрана монитора или телефона. Поведение читателя сетевых СМИ существенно отличается от потребителей традиционной прессы. Большинство посетителей различных платформ в Интернете «бегло» просматривают материал, выхватывая главную информацию. Для того, чтобы «зацепить» пользователя необходимо грамотно подходить к выбору той или иной технической платформы, выбирать стиль, жанр и формат контента. Чтобы средствам массовой информации оставаться актуальными и конкурентноспособными, каждому из них необходимо изменить подход к подаче и форме публикаций.
Стоит сказать о том, что на сегодняшний момент очень мало представлено материалов в формате обычного текста, которые бы пользовались большой популярностью в социальных сетях и на других интернет-площадках.
Лучше всего в сети воспринимаются и запоминаются сведения, которые представлены в наглядной форме, имеющие иллюстрацию и включающие в себя текстовые фрагменты. Об этом говорит исследователь И. Карпенко [6]. Он также отмечает, что в случае восприятия такого контента пользователем, задействуются различные органы чувств, обостряется внимание и интерес.
Некоторые специалисты говорят о том, что сегодня, для адаптации материалов к интернет-платформам и социальным сетям, необходимо снижать их объем на 50%. Основная информационная нагрузка будет ложится на заголовки, первые и последние абзацы, а также на первые предложения абзацев. Здесь следует соблюдать следующий принцип: один абзац — одна законченная мысль. По своей структуре, предложения должны быть простыми. Тексты заголовков должны быть самодостаточными и раскрывать тему. Исследователь С.Машкова [7], в своей работе говорит о том, что «использование эффектных формулировок недопустимо, первое слово в тексте должно быть наиболее информативным».
Визуальная составляющая материала должна подтверждать основную мысль, отраженную в текстовом материале, являться продолжением темы. Отличная визуальная составляющая поможет пользователю «ухватиться» за материал и продолжить его изучение.
Современные технологии, которые привели к образованию новых жанров и форматов в журналистике, помогают не только журналистам и другим производителям медиаконтента сделать публикацию выделяющейся и запоминающейся, но и способствуют лучшему усвоению материала пользователем.
Форматы представления контента в социальных сетях и других интернет-платформах несут за собой эмоциональное вовлечение читателя, способны развлечь и отлечь его.
Благополучие средства массовой информации зависит от количества читателей и откликов. Чтобы СМИ оставалось конкурентноспособным, необходимо всегда ориентироваться на своих пользователей, а также на новые способы представления контента, подачи и формы.
Под воздействием интернет-среды и быстрым развитием технологий, в 20-м веке возникло новое понятие — медиатекст. Появилось оно в следствии развития средств массовой коммуникации, когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые форматы представления текстовой информации. Понятие медиатекст - ни что иное, как сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа, предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
Исследователи в области медиатехнологий А.И Пилейко и Л.И Петрова [8] выделяют следующие его свойства :
• Гипертекстуальность – гененерализация отношений и связей между ранее созданными текстами, при которых полученный текст – гипертекстовый фрагмент – представляет собой совокупность составляющих с точки зрения содержания, и формы.
• Интерактивность – возможность обратной связи и участия в коммуникации.
• Мультимедийность – представление информации (вербального текста, фотографии, различной графики и т.д) с помощью различных медийных платформ.
• Нелинейность и использование новых нарративных стратегий.
• Дигитальность, или применение цифровых форматов.
• Модульность – комбинирование различных элементов в едином смысловом пространстве.
• Ускорение времени и сжатие пространства при акцентировании возможностей мгновенной коммуникации и уменьшении барьеров физической дистанции.
• Конвергентность, которая приводит к созданию гибридных форм текста и интеграции различных технологий.
Термину конверенгенции уже дано множество определений. Наиболее полное дала специалист в области интернет-журналистики Баранова Е.А[9]. Она считает, что конвергенция – это процесс современной медиаиндустрии, начавшийся во второй половине 1990-х годов, когда средства массовой информации стали постепенно осваивать интернет платформу, создавать интернет-версии печатных журналов и газет. Процесс медиаконвергенции напрямую связан с техническим прогрессом в области передачи информации и возможностью ее хранения.
Таким образом можно сделать вывод, что под воздействием цифровизации, проникновения контента в новую среду привело к изменению представления самих материалов, а также их восприятию аудиторией.
В современном мире, существует тенденция перехода СМИ в социальные сети. Сегодня, социальная сеть представляет из себя платформу, на которой происходит не только взаимодействие пользователей между друг другом. Социальная сеть выступает в качестве некого поставщика информации. Пользователи социальных сетей могут получать информацию прямо из собственной новостной ленты, где отображаются посты (сообщения), опубликованные сообществами, группами по интересам и средствами массовой информации.
Переход СМИ в социальные сети удобен тем, что дает возможность пользователю буквально на ходу потреблять контент из собственной ленты абсолютно в любом месте, где есть доступ в Интернет.
Говоря о конвергенции средств массовой информации с различными интернет-ресурсами, можно сказать, что сегодня она уже стала неизбежной. Однако стоит отметить, что публикация в новой среде требует определенных подходов.
Форма подачи материалов в социальных сетях уже значительно отличается не только от форм подачи классических средств массовой информации, но и от форм подачи контента СМИ на других интернет- площадках. Это связано с изменением поведения читателя в социальной сети. Пользователи отдают предпочтение «беглому» прочтению текста, самостоятельному «вычленению» важной и нужной для информации. Данный факт подтверждают ученые Д. Морксом и Я. Нильсом. Проведя собственное исследование (тест), ученые выяснили, что только 16% читают текст с такой веб-страницы «слово за слово». 79% участников теста «сканируют» зрением материал на веб-странице, выхватывая для себя важную информацию.
Также, известно, что чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение с напечатанного листа.
Исходя из данных исследований, можно сделать вывод, что медиконтент предназначенный для размещения в социальных сетях должен быть адаптирован для быстрого просмотра и оформлен достаточно привлекательно с визуальной точки зрения.
Стоит отметить, что особенности платформы для размещения контента на напрямую влияет на содержание и внешний вид самих материалов. Современные средства массовой коммуникации не могут вписать себя в традиционные рамки представления журналистского контента в той же печатной прессе, например.
Список литературы
- Давыдов И. Масс-медиа российского интернета: основные тенденции развития и анализ текущей ситуации [Электронный ресурс]: аналит. докл. // Русский журнал: [сайт]. – 2000. – 28 сент. - URL: http://old.russ.ru/politics/20000928_davydov.html (15.03.2023)
- Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных сми / А. А. Калмыков. — Текст : электронный // Evartist.narod.ru : [сайт]. — URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/159.htm (дата обращения: 23.04.2023)
- Пилейко, А. Адаптация медиаконтента в веб-среде сайтов и социальных сетей / А. Пилейко. — Текст : электронный // Киберленинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mediakontenta-k- veb-srede-saytov-i- sotsialnyh-setey/viewer (дата обращения: 15.01.2023)
- Никитенко, В. Сравнительный анализ понятий «новые медиа» и «социальные медиа» / В. Никитенко. — Текст : электронный // Киберленинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz- ponyatiy-novye-media-i-sotsialnye- media/viewer (дата обращения: 15.01.2023)
- Вартанова, Е. Л. Гибридизация прессы: объединяя традиции и инновации. Editorial / Е. Л. Вартанова. — Текст : электронный // Semantic Scholar : [сайт]. — URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Гибридизация- прессы%3A-объединяя-традиции-и-Editorial-Вартанова/83187a20b874526c3459d3b1261bae9fa5d3b22e (дата обращения: 01.11.2022)
- Машкова, С. Г. Интернет-журналистика / С. Г. Машкова. — Тамбов : Издательство ТГТУ, 2006. — 80 c.
- Карпенко, И. И. Новейшие тенденции визуализации журналистской информации в контексте мультимедийных интернет-технологий репрезентации контента / И. И. Карпенко. — Текст : непосредственный // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации : сб. науч. работ по материалам междунар. науч.-практ. конф.,— Белгород : НИУ БелГУ, 2017. — С. 190-193.
- Машкова С. Интернет-журналистика // изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с.
- Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.
- Пилейко А.И. , Петрова Л.И. Адаптация медиаконтента к веб-среде сайтов и социальных сетей. Труды БГТУ, серия 4, №1, 2017 год, 97 с.