Переход от плановой экономики к рыночной привел к возникновению конкуренции. Предприятия в условиях переходной экономики к рынку вынуждены производить конкурентоспособную продукцию, чтобы обеспечить бесперебойную работу и прибыль. Быстрое развитие товарных и других рынков послужило мощным толчком для развития маркетинговой деятельности.
Необходимость создания маркетинговых сервисов в компаниях осознали не так давно. Тем не менее, маркетинговая деятельность во многих компаниях является приоритетной.
Маркетинговая деятельность компании включает различные направления, такие как маркетинговые исследования, разработка ценовой политики, организация рекламных мероприятий, создание портфеля заказов и разработка стратегии продаж продукции. Одно из важнейших направлений маркетинговой деятельности - продвижение товаров на рынке.
Совершенствование системы продвижения товаров актуально для подавляющего большинства организаций, так как в условиях растущего конкурентного давления, в частности возрастающей важности неценовой конкурентоспособности факторов, для того, чтобы успешно конкурировать, компании недостаточно создать продукт, доступный для потребителей и удовлетворяющий их потребности. Компания должна уделять особое внимание качеству своей коммуникационной политики. Это показывает необходимость развития и полного использования потенциала комплекса маркетинговых коммуникаций как основного элемента системы рекламы продукта.
Анализ состояние системы продвижения товаров экономической деятельности предприятий показал, что отдел маркетинга выполняет широкий спектр важных задач. В той или иной степени, он принимает участие во многих бизнес-процессах компании либо оказывает на них влияние. В связи с этим функции и задачи отдела могут быть весьма разноплановыми в зависимости от актуальных целей.
Основной целью отдела маркетинга, как и бизнеса в целом, является увеличение доли компании на рынке, повышение объёмов продаж и, в конечном итоге, прибыли. В случае, когда бизнес-модель основана на наращивании капитализации бизнеса — увеличение стоимости компании.
Одним из основных направлений деятельности отдела маркетинга является формирование отношений между брендом и потребителями. Максимально точное соответствие продукта запросам рынка.
Отдел маркетинга также занимается вопросами позиционирования. Это может относиться к отдельно взятым продуктам, и всей компании полностью.
Чаще всего позиционирование производится после изучения конкурентов и глубокого исследования целевой аудитории. Такой подход позволяет отстроиться от конкурентов, выгодно выделить организацию на фоне аналогичных, наполнить продукты большей ценностью для потребителей.
Поскольку отдел маркетинга постоянно мониторит и анализирует изменения спроса и потребностей, тенденции развития и рыночную конъюктуру, его основным направлением деятельности является формирование продуктовой матрицы компании.
Помимо ввода в линейку компании новых продуктов, отдел маркетинга принимает участие в прочих вопросах ассортиментной политики.
Изучение потребителей служба маркетинга, как правило, производит в тандеме с отделом продаж. В процессе определяется целевая аудитория, прорабатываются детальные аватары различных её сегментов, формируются профили ключевых клиентов.
Перед разработкой нового продукта служба маркетинга обязательно проводит исследования рынка на предмет конкуренции в данном сегменте, определяет насыщенность рынков разных регионов товарами-заменителями и отслеживает уровень цен.
Исследование конкурентов и их активностей служба маркетинга осуществляет также совместно с отделом продаж. В некоторых специфических случаях подключается служба безопасности компании.
В фокус внимания чаще всего попадают ценовая и ассортиментная политика конкурентов, их сильные стороны и недостатки, актуальные и ранее реализованные рекламные активности, степень эффективности различных методов и каналов продвижения. Это позволяет осуществлять стратегическое и среднесрочное планирование и оперативно реагировать на тактические изменения.
В целях увеличения объёмов продаж служба маркетинга планирует различные активности для продвижения продуктов компании. Как правило, они относятся к трём большим направлениям работы: реклама, промоушн и управление лояльностью клиентов.
Часто служба маркетинга непосредственно осуществляет, в том числе, и рекламную деятельность. Иногда структуры маркетинга и рекламы являются отдельными подразделениями компании. В таких случаях маркетологи должны формулировать цели, определять векторы и форматы рекламных активностей.
Помимо организации и координации рекламных активностей в задачи маркетологов входит анализ соответствующих результатов. Подобные отчёты формируются либо непосредственно службой маркетинга, либо отделом рекламы. Во втором случае информация обязательно должна дополнительно анализироваться маркетологами.
В задачи маркетологов входит выбор актуальных вариантов, которые позволят достичь поставленных целей в отношении объёмов продаж. Часто ими оказываются различные креативные решения, которые позволяют ярко и выгодно выделить на рынке компанию или отдельные продукты.
В сфере ответственности маркетологов находятся вопросы пиара, повышения узнаваемости бренда и его отдельных продуктов.
Сегментация клиентской базы и осуществление коммуникаций с сегментами реализуется отделом маркетинга совместно с IT-департаментом, который обеспечивает техническую поддержку.
При правильном анализе существующих процессов управления системой продвижения товаров подтверждается предположение о выявлении особенностей в управлении отдельными элементами комплекса маркетинговых коммуникаций и системе менеджмента в целом в данной компании исходя из специфики продукта и потребителя, это приведет к возможности эффективного использования различных элементов системы, получения синергетического эффекта от взаимодействия всех элементов системы, в результате - повысится конкурентоспособность предприятия, повысится ее финансовые показатели.
В ходе анализа состояния системы продвижения товаров конкурентов экономической деятельности предприятий определение собирательного образа систем продвижения подтверждается предположение о возможности составления маркетинговых кампаний (реклама, коммерческие предложения, контент-план и др.), которые максимально будут соответствовать особенностям и желаниям целевой аудитории.
Определение собирательного образа систем продвижения товаров предоставит шанс создать действительно актуальное и выгодное предложение для целевой аудитории.
Изучение проблемы состояния системы продвижения товаров в организации показывает, что чаще всего привлечение новых потребителей обходится существенно дороже, чем продажи постоянным клиентам.
Мало смысла в постоянном привлечении всё новых и новых видов, если почти никто из них не становится постоянными покупателями. В связи этим очень многие процессы, связанные с обслуживанием и дальнейшей работой с клиентами, могут нивелировать эффективность рекламы и промоушн.
В ходе изучения проблем состояния системы продвижении товаров конкурентов подтвердилось предположение, что определение собирательного образа систем продвижения предоставит возможность выявить недостатки в управлении маркетинговой деятельностью. Выявленные проблемы и недостатки приведут к выработке мероприятий по совершенствованию систем продвижения товаров конкурентов.
Изучение характеристики предприятия и выпускаемая продукция, предлагаемая для продвижения, показывает, что "Сибирский Антрацит" — ведущий в России и в мире производитель и экспортер высококачественного антрацита Ultra High Grade (UHG). Обладает многолетним опытом самостоятельного освоения и развития угольных месторождений. Компания ведет добычу угля на месторождениях Горловского угольного бассейна в Искитимском районе Новосибирской области. Предприятие объединяет 2 угольных разреза, 2 обогатительные фабрики, развитую железнодорожную инфраструктуру. Для добычи и переработки антрацита применяется современное горное и обогатительное оборудование отечественных и зарубежных производителей. «Сибирский Антрацит» имеет обширную и диверсифицированную структуру экспорта. Продукция поставляется в адрес 140 предприятий из 28 стран мира, в числе которых Южная Корея, Китай, Япония, Индия, страны Европейского Союза. Компания реализует свою продукцию как конечным потребителям, так и через крупные торговые компании международного и регионального уровня. 97% продаж осуществляется на экспорт, в основном в страны Азии (70%) и в Европу.
Высокое качество новосибирского антрацита - его главное конкурентное преимущество, в свое время, ставшее "билетом" на международные рынки. За этим компания следит особо пристально. На предприятиях внедрена программа контроля качества: она предусматривает отбор и анализ проб на всех этапах - от добычи до готовой продукции, отгружаемой клиентам.
В ходе изучения характеристики предприятия и выпускаемая продукция, предлагаемой для продвижения сделан вывод, что «Сибирский Антрацит» владеет огромными ресурсами высококачественного технологического сырья — антрацита исключительной чистоты UHG, выделяющего наименьшее количество выбросов при промышленном использовании и сжигании.
Компания регулярно проводит мероприятия по совершенствованию систем продвижения товаров, одним из которых является пересмотр торговой политики. Сократив долю отгрузок рядового антрацита в пользу выпуска и продаж новых высокомаржинальных продуктов, компания следует за потребностями рынка и конечных покупателей. Результатом стало укрепление позиций на традиционных рынках (Китай, Юго-Восточная Азия и др.) и выход на новые.
Анализ основных экономических показателей деятельности УК «Сибирский Антрацит» за последние годя показал, что предприятие работает стабильно, финансово устойчиво, наблюдается благоприятный рост объемов реализованной продукции за счет роста объемов добычи угля и грамотно подобранной системе продвижения продукции.
Антрацит UHG находит свое широкое применение в различных областях промышленного производства как в России, так и за рубежом. Выпускаемый компанией антрацит UHG традиционно славится своим качеством и защищен товарным знаком «Сибирский Антрацит».
Антрацит UHG делится на 4 основные вида:
- обогащенный антрацит класса 13-25 мм марки АКО (антрацит крупный, орех);
- обогащенный антрацит класса 0-13 мм марки АМ (антрацит мелкий);
- обогащенный антрацит класса 0-25 мм марки АС (антрацит семечко);
- не обогащенный отсев антрацита класса 0-13 мм марки АСШ (антрацит семечко, штыб).
Качество. Антрацит обладает уникальными физико-химическими свойствами. Высокое содержание углерода и низкое — посторонних примесей объясняют его востребованность на всех мировых рынках.
Благодаря высокому качеству продукция Группы «Сибантрацит» востребована на мировом рынке. Клиенты Группы – 170 компаний из 45 стран мира. Подавляющая доля экспорта приходится на страны АТР. В будущем экспорт будет расти в первую очередь за счет поставок в этот регион, где спрос на продукцию Группы особенно велик.
Уровень технического оснащения. На обогатительных фабриках компании установлены системы автоматического поддержания плотности среды, в которой происходит обогащение антрацита, — магнетитовой суспензии.
От плотности магнетитовой суспензии зависит качество и выход получаемого концентрата. Новые системы регулируют и поддерживают заданную плотность разделительной среды в автоматическом режиме. Раньше процессы перенастраивались вручную, сейчас система сама поддерживает заданную плотность, эффективность процесса обогащения повышается.
В компании функционирует автоматическая система диспетчеризации (АСД), которая позволяет управлять парком горнотранспортной техники в режиме реального времени, отслеживать точное положение каждой единицы оборудования. На фабриках работает автоматизированная система управления процессом обогащения. Она контролирует работу оборудования, учитывает наработки и простои всех узлов и технологической цепочки в целом.
Потребление. Основной потребитель – черная металлургия. UHG антрацит используется в процессах производства стали, чугуна, хрома и др. Его физико-химический состав позволяет производить металлургическое сырье высокого качества, при этом уменьшать издержки и воздействие на окружающую среду. Цена на UHG антрацит ниже кокса и сравнима с ценой на PCI-уголь. Процесс производства UHG антрацита более экологичен, в отличие от кокса, который получается при нагревании коксующегося угля.
В химической промышленности UHG антрацит применяется для производства сахара и кальцинированной соды. В этой сфере критическое значение имеет низкая доля посторонних примесей, а также высокая теплоотдача.
Для очистки сока сахарной свеклы от несахаров применяют продукты, которые получаются в результате обжига известняка. Сырьем для производства кальцинированной соды служит известняк, который также проходит обжиг. В этом процессе UHG антрацит применяется как топливо.
Антрацит применяется в энергетике, когда уголь не заменим другими энергоресурсами, а экологические требования высоки. Содержание посторонних примесей, оказывающих влияние на окружающую среду при сжигании топлива, минимально в UHG антраците в сравнении с другими видами угля.
УК «Сибирский Антрацит» является конкурентоспособным предприятием на рынке угледобывающих предприятий, зарекомендовавший себя как надёжный партнёр. Система маркетинговой деятельности на предприятии осуществляется на достаточно высоком уровне.
Важнейшим фактором эффективности работы служб маркетинга, как, впрочем, и предприятия в целом является персонал, поэтому значительные ресурсы системы управления на предприятии должны быть направлены на формирование, развитие и поддержание высокого уровня профессионализма персонала.
Современная деятельность маркетинговых служб представляет собой программно-целевое управление деятельностью предприятия по формированию портфеля заказов и реализации товаров, ориентированное на определение и удовлетворение потребительского спроса, эффективное товародвижение, обеспечение рентабельной работы и развитие хозяйствующего субъекта
Как система управления маркетинг постоянно развивается, взаимодействует с другими управленческими инновациями в сфере товародвижения, накапливает внедренческий опыт в новых сферах бизнеса.
Отдел маркетинга компании «Сибирский Антрацит» успешно формирует отношения между брендом и потребителями за счет чего выстраивает соответствие продукта с запросами рынка. Дополнительно служба маркетинга реализует продвижение продуктов компании за счет рекламы, промоушна и управления лояльность клиентов.
В результате грамотного управления системой отдел маркетинга выполняет свою роль в повышении обеспечения информативности потенциальных клиентов, увеличение объема заказов, что в конечном итоге приводит к улучшению показателей рентабельности и увеличению прибыли.
Список литературы
- Афанасьева Л.И. Маркетинг: стратегия фирмы: учебник. М.: Издательский центр «Печать», 2018. - 194 с.
- Боков Д.П. Антикризисный стратегический маркетинг. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016 г. - 43 с.
- Капустина Е.О. Интернет-маркетинг // Екб.: Изд-воУрал. гос. экон. ун-та, 2017. - 102 с.
- Михайлов А.А. Продвижение промышленных веб-сайтов // Молодой ученый. 2016. №20(124). С 284-286.
- Холодкова М.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. - 384 с.
- Юрков И.А. Управление маркетингом // Маркетинг в России за рубежом. 2019. №4. С. 114–120.
- Яковлев А.В. Способы продвижения в сети Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №3. С. 41–48.