Гуманистический потенциал физической культуры и спорта в молодежной среде

Гуманистический потенциал физической культуры и спорта в молодежной среде

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

401

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (117), Май ‘23

Дата публикации 22.05.2023

Поделиться

В статье рассматривается возможность развития гуманистического потенциала спорта. Выявляются ценности гуманистических игр. Рассматривается определение гуманизма и его ценности. Проанализированы недостатки негуманного спорта и олимпийских игр.

Гуманизм всегда рассматривался как принцип человеколюбия. Концепция гуманизма тесно связана с таким понятием как гуманизация спорта. Поэтому и ее принципы с ней связаны. Основные идеи гуманизма заключаются в том, что каждый человек несет ответственность за свои поступки, может выбирать свои ценности, должен следовать нормам морали и нравственности. Ценность гуманизма - свобода и счастье человека, самосовершенствование, разностороннее развитие.

В системе ценностей молодежи должно быть место для физической культуры и спорта, так как всем известно об их роли в физическом и психическом здоровье молодых и взрослых людей. Так, например, спорт формирует в молодежи новые способности, пробуждает активность, способствует глубокому самовыражению.

Гуманистический потенциал спорта велик. Спорт объединяет людей. В командных играх важно отношение друг другу. Оно должно быть гуманным.

Также, важно отметить, что язык спорта - интернационален. Правила для каждого человека одни и те же.

При оценке гуманистического потенциала спорта необходимо учитывать социокультурные и исторические обстоятельства его развития.

Так, в олимпийском спорте можно заметить, как появляются антигуманистические явления такие, как враждебность, употребление допинга, недружелюбие, жесткая конкуренция. Эти явления противоречат идеи и идеалам олимпизма, то есть, гармоничному развитию личности через занятия физической культурой и спортом, защите человеческого достоинства, уважению других народов.

Олимпийские игры в наше время даже становятся не спортивными, а политическими. Пример негуманного поведения можно рассмотреть на примере зимней олимпиады 2022 года.

Сомнительная допинг-проба фигуристки Камиллы Валиевой вызвала большой ажиотаж в СМИ и мире спорта. Гонение по судам, травля, давление на спортсменку выглядели больше, как политические игрища. Камилле было на тот момент 15 лет, что уже делает ее уязвимой в моральном плане. Заседания проводились даже в один день с соревнованиями, что сильно отразилось на девочке. В итоге о результатах пробы до сих пор не объявлено, очевидно, что эти игры антигуманистические.[1]

Также, можно заметить, что спорт влияет на социальные отношения многих стран, заставляет враждовать народы. Спорт часто используется для разжигания межнациональных конфликтов. Поэтому и возникает вопрос о гуманизации современного спорта. Иначе он может превратиться в нечто иное.  Нужно обратить внимание на систему организации спорта, и его цель, чем спорт помогает человеку.

В этом вопросе поможет разобраться гуманистическая концепция спорта – это «Спортианские игры» Владислава Ивановича Столярова. Заключается она в интеграции искусства со спортом. «Спортианские игры ориентированы на обучение детей «честной игре», приобщение к здоровому образу жизни, развитие гуманизма среди детей и молодежи, приобщение к идеалам и ценностям «Fair-play», преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями, повышение ориентации участников Игр на гармоничное духовное и физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, самосовершенствование.

Концепция «Спортианских игр» во многом соответствует высказываниям философов разных эпох.

Рене Декарт, Франция (1596 – 1650): «Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно».

Лев Толстой, Российская империя (1828 – 1910): «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

Жан-Жак Руссо, Франция (1712 – 1778): «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».

Некоторые ученые и специалисты считают, что развитие гуманистического потенциала современного спорта почти невозможным.

С другой стороны, отменить соревновательные игры нельзя, так как человеку важно конкурировать в спорте. Но насколько сильной не была бы борьба, нельзя забывать о гуманизме и человечности. Можно обратить внимание на пример футболистов, когда во время игры соперника схватила судорога и не может больше бежать, и игрок противоположной команды останавливается, так как он настроен на честную игру.

В качестве реального примера можно привести случай аварии на гонках. После столкновения машина немецкого гонщика Себастьяна Феттеля сломалась, но его соперник решил помочь и подвезти его, таким образом проявив сострадание.

Также, можно привести в пример более душераздирающий момент со спасением Олега Гусева. В матче украинской премьер-лиги между киевским «Динамо» и «Днепром» произошло ужасное столкновение полузащитника и вратаря двух команд, в результате которого он получил серьезную травму. Футболист «Днепра» Джаба Канква, оказавшийся рядом с Гусевым, немедленно начал оказывать первую помощь пострадавшему. Олега Гусева увезли со стадиона на машине «скорой помощи».

Эти примеры соответствуют «Fair-play» - своду моральных и этических законов, применяемых в спортивных играх. «Честная игра» основана на убеждениях спортсменов, что в их деятельности нужно поступать благородно и этично. Проявляться это может в уважении и состраданию к сопернику, соблюдение и уважение правил. Также, для честной игры важны равные шансы и самоконтроль спортсмена. Стоит отметить, что рукопожатие – это базовое проявление «fair-play».

Гуманистический потенциал физической культуры и спорта есть и можно сказать, что будущее его зависит от молодежи, как молодые люди и дети усвоят правила гуманистической игры. И научные исследования, и реальная практика подтверждают тем самым вывод о том, что без образовательных иных стратегий формирования "честной игры" и личностного развития спорт может содействовать негативному развитию, обману и насилию. А наша цель сегодня заключается в противоположном – развитие гуманистических ценностей среди молодежи.

Список литературы

  1. Информационный портал kzref.org URL: (Дата обращения 17.10.2022)
  2. Архив научных публикаций rusnauka.com URL: (Дата обращения 17.10.2022)
  3. Информационный портал Тасс, URL: (Дата обращения 17.10.2022)
  4. Информационный портал sports.ru URL: (Дата обращения 13.02.2023)
  5. Биндер, Д. Честная игра в спорте - идеал и реальность = [Teaching Fair Play in scools. A model for succesful pedagogy.] / Сокр. пер. Столярова В.И. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 110-114.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее