Актуальные вопросы финансового контроля в Российской Федерации

Актуальные вопросы финансового контроля в Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (115), Май ‘23

Дата публикации 03.05.2023

Поделиться

В данной статье проанализированы вопросы, касающиеся финансового контроля в Российской Федерации и требующие исследования для выяснения в дальнейшем путей их решения. Решение этих проблем поможет обеспечить защиту российской финансовой системы, повысить ответственность государства и отдельных юридических лиц по своим бюджетным обязательствам, соблюдать конституционные права граждан на бюджетное финансирование их социальных потребностей (расходов) в рамках законности и правопорядка

Актуальные проблемы развития рассматриваемого института охватывают преимущественно три сферы. Во-первых, концептуальные подходы к совершенствованию различных норм Бюджетного кодекса РФ (особенно связанных с мерами принуждения за нарушения бюджетного законодательства). Во-вторых, юридическое содержание финансовой дисциплинарной ответственности. В-третьих, согласование Кодексов - Бюджетного, Об административных правонарушениях, Налогового и Гражданского[1].

Внутренний суверенитет государства определяется наличием собственной финансовой системы. При отсутствии таковой оно не сможет реализовать практически ни одну из взятых на себя функций [2].

Переход российской экономики к рыночным механизмам хозяйствования и регулирования товарно-денежных потоков обусловил значимость финансового контроля в Российской Федерации. Создание и развитие такой системы, как финансовый контроль, служит средством стабилизации управления экономикой в государстве. Категория контроля достаточно точно определяет пределы дозволенного и выступает сдерживающим фактором для общества[3].

Финансовый контроль можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных и муниципальных органов, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и иных уполномоченных лиц, связанную с проверкой правильности, точности и своевременности формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов с  целью установления законности и эффективности осуществления финансово–экономической деятельности[4].

Финансовый контроль направлен на обеспечение успешной реализации финансовой политики государства при помощи обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой организации, недопущения нецелевого применения бюджетных и внебюджетных доходов [5].

На законодательном уровне отсутствует единое понимание финансового контроля. В связи с этим существуют различные мнения по поводу определения такой категории, как финансовый контроль, что нередко приводит к появлению споров и к сложностям при применении его на практике. Некоторые определения финансового контроля охватывают лишь узкий круг субъектов, а другие, наоборот, включают в себя весь перечень возможных элементов. Бюджетный кодекс Российской Федерации лишь устанавливает основы государственного (муниципального) финансового контроля, при этом, не раскрывая его сущность и признаки [6].

Усложнение задач финансового контроля и увеличение требований к его эффективности актуализирует проблему повышения качества правовых предписаний в рассматриваемой сфере общественных отношений [7].

Еще одна проблема связана с отсутствием четкой иерархической структурой органов финансового контроля. Не у каждого органа, осуществляющего финансовый контроль, законодательно определено его место и роль в данной сфере деятельности. Возникают споры при разграничении полномочий между контролирующими органами. Такое обстоятельство нередко ведет к нерациональному распределению обязанностей. К примеру, Центральному банку Российской Федерации передается большинство полномочий Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в частности по регулированию финансового рынка [8].

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусматривают Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [9], также два состава преступления предусматривает Уголовный кодекс Российской Федерации [10].

Нередко возникают проблемы при разграничении преступлений и смежных нарушений. Отсутствие адекватных мер по отношению к правонарушителям бюджетного законодательства является одной из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля [11].

Проблемы в сфере финансового контроля выражаются как в теоретическом аспекте, так и в практическом. Большинство проблем обуславливаются основной задачей конкретных органов - предупреждение нарушений бюджетного законодательства. Встает вопрос о взаимоотношениях контрольно-счетных органов с правоохранительными органами. Возникают ситуации, когда органы, осуществляющие финансовый контроль, в рамках данной процедуры получают информацию, которая подтверждает существование преступности в финансово-бюджетной сфере, однако их полномочий недостаточно для ее предупреждения и сдерживания. Таким образом, необходимо усовершенствовать систему их сотрудничества.

Многие ученые в финансовой сфере выделяют как основную проблему наличие коррупционного элемента в осуществлении финансового контроля. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества и увеличение социальной напряженности в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране [12].

Многих исследователей волнует вопрос подготовки кадров контрольных органов. Регулярные изменения нормативно-правовой базы обуславливает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях. Качество деятельности контрольных органов очень сильно зависит их от профессионализма. Законодательство Российской Федерации в области финансового контроля является во многом недоработанным и провоцирует сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные лица при осуществлении своих полномочий по реализации финансового контроля [13].

В зависимости от того, как быстро и качественно будут устранены эти проблемы, будет зависеть и эффективность осуществления финансового контроля, как государственного, так и муниципального.

Так в 2022 году было принято множество изменений в КоАП РФ. С 1 сентября вступил в силу уже двадцатая новая редакция Кодекса.

Надо помнить, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за правонарушение либо иным образом улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на того, кто совершил административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении кого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

После начала специальной военной операции из-за массового введения санкций недружественными государствами Правительством РФ был утверждён План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (пункт 6.5). Данный план Правительства РФ первоначально предусматривал смягчение административной ответственности для субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и был реализован путём издания Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ (далее – Закон № 70-ФЗ) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ), который вступил в силу 6 апреля 2022 года.

Однако, по мере ужесточения санкций ЕС, США и другими недружественными странами Правительством РФ было принято решение распространить нормы о смягчении административных наказаний не только на субъекты малого и среднего предпринимательства, но и на все российские организации и их работников. В связи с этим был принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 290-ФЗ), вступивший в силу с 25 июля 2022 года.

Эти законы № 70-ФЗ и № 290-ФЗ напрямую не касаются законодательства в сфере закупок, но позволяют смягчить административную ответственность по результатам государственного контроля закупок и поэтому могут оказаться важными для заказчиков и их работников в случаях назначения наказания за административные правонарушения в сфере закупок.

Таким образом, решение проблем в сфере финансового контроля может быть путем совершенствования Бюджетного Кодекса, КоАП РФ, нормативно-правовой базы в целом. Можно предложить пути решения проблем финансового контроля:

1) принятие отдельного специального закона на федеральном уровне, закрепляющего понятие, признаки такой деятельности, содержащий четкий перечень органов, осуществляющих данную деятельность, а также их полномочия;

2) повышение уровня ответственности контроля, определение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства в рамках финансового контроля.

Список литературы

  1. Т.В. Конюхова, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
  2. Лахтина Т.А. К вопросу о внутреннем суверенитете государства // Современное право. 2016. № 9. С. 15—19.
  3. Курдюк Г. П. Финансовый контроль в Российской Федерации: особенности правовой регламентации // Право и государство. 2018. С. 144–146.
  4. Филимонова К. А. Понятие финансового контроля: проблема определения // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1120–1122.
  5. Очаковский В. А., Наумова И. И., Эсмер М. Правовые особенности осуществления государственного финансового контроля // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 34. С. 251–256.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
  7. Бочкарева Е. А. О совершенствовании правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации // Общество и право. 2013. № 4 (46).
  8. Очаковский В. А., Соловьева А. В., Бородина В. А. Финансовое мегарегулирование в Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95 (01).
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  10. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  11. Нещадим Е. Г., Городнянская К. А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 482–484.
  12. Мелконян А. В. Коррупция в системе государственной службы России и ее предупреждение // Молодой ученый. 2017. № 5.1. С. 37–39.
  13. Сафонова Е. А. Проблемы финансового контроля: практический и теоретический аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. Т. 2. № 4. С. 90–95.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее