АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС

Деятельность МЧС России – МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов посредством административного процесса.Статья посвящена обзору деятельности МЧС России, сопряженной с реализацией своих административных полномочий и организацией административного процесса.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 18.11.2022

Поделиться

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляя свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России, федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России и другими подразделениями. В процессе реализации своих полномочий МЧС России регулярно выполняет свою административную деятельность.

Административная деятельность МЧС России – это общественные отношения в сфере государственного контроля (надзора), которые складываются при условии участия органов государственного контроля (надзора) в процессе реализации указанными органами деятельности предупреждающей, выявляющей и пресекающей нарушения обязательных требований, со стороны юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, путем организации и проведения проверок вышеуказанных субъектов, также организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принимая предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере компетенции МЧС России.

Административный процесс - особое явление правовой реальности, обладающее ярко выраженной спецификой своего юридического содержания, уникальной структурой.Административно-процессуальная деятельность органов исполнительной власти - вид юридического процесса, имеющий властный характер деятельности, регламентированная нормами процессуального права, деятельность волевая, нацеленная на достижение определенных юридических результатов в виде актов правоприменения.

Сегодня административный процесс в деятельности МЧС подразумевает повседневную административную деятельность без вмешательства суда, для реализации определенных полномочий в своей деятельности.

Исполнение государственной функции МЧС включает в себя следующие административные процедуры:

1) ведение перечней объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), которым присвоены категории риска;

2) ведение учета органов власти, объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), а также планирование проверок в органах ГПН;

3) проведение плановых проверок;

4) проведение внеплановых проверок;

5) оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;

6) регистрация и учет проверок;

7) осуществление межведомственного информационного взаимодействия органов ГПН с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления государственной функции;

8) обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии Административному регламенту соблюдения требований безопасности на объектах;

9) организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;

10) проведение консультаций по исполнению государственной функции.

В рамки административного процесса включаются следующие административные процедуры: ведение перечней объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), которым присвоены категории риска; ведение учета органов власти, объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), а также планирование проверок в органах ГПН; проведение плановых проверок; проведение внеплановых проверок; оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам; регистрация и учет проверок; осуществление межведомственного информационного взаимодействия органов ГПН с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления государственной функции; обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности и его регистрации в журнале учета заключений о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности; организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, и другие. Государство, устанавливая нормы, уделяет этому вопросу внимание и защищает права хозяйствующих субъектов. Такого рода взаимодействие характеризует тенденцию развития законодательства в области административного процесса.

Особый статус МЧС заключается в выполнении функций и осуществлении управления, контроля, координации и реагирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.Специфика данного органа проявляется и в его административно-юрисдикционной деятельности, в применении определенных административных процедур, особой роли в обеспечении безопасности государства и общества.

Административная работа МЧС прежде всего базируется на контрольно – надзорных функциях по направлениям собственной компетенции.  Деятельность органа, осуществляя административную деятельность реализует действенный способ реагирования на правонарушения, тем самым обеспечивая защиту прав граждан. В свою очередь, граждане, организации вправе обратиться с заявлением (жалобой) на решения, действия (бездействие) МЧС России, должностных лиц территориальных органов МЧС России, организаций МЧС России и их должностных лиц непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.

Порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) МЧС России, территориальных органов МЧС России, организаций МЧС России и их должностных лиц в рамках судопроизводства в судах общей юрисдикции определен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Заявления граждан, организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ.

В рамках административного процесса МЧС принимает заявление  от граждан и организаций о нарушениях обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что предлагает объекту надзора принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок надзорный орган.Это происходит при проверках различных объектов производственного, социально-культурного назначения, предприятий торговли, жилищного фонда.

Обжалование решений, действий (бездействия) МЧС России, территориальных органов МЧС России, организаций МЧС России и их должностных лиц при исполнении государственных функций осуществляется в порядке, определенном административными регламентами МЧС России, в рамках которых принимаются меры о обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденный приказом МЧС России от 29.06.2006 № 386.

Административно - юрисдикционная деятельность органов МЧС России инициируется особым юридическим фактом - нарушением правил. Прежде чем составить, протокол об административном правонарушении точно и правильно квалифицируется  правонарушение. Далее виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, а также выдаются предписания по устранению нарушений. Протокол составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого он оформляется.

Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП I России, а именно указывается:дата и место его составления; должность (по штатной расстановке), фамилия и инициалы, лица, составившего протокол;сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:для физического лица: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; адрес места регистрации; место работы, учебы и занимаемая должность; вид документа, удостоверяющею личность, его номер и орган ею выдавший;для юридического лица: полное наименование предприятия (учреждения, организации); юридический и фактический адрес; банковские реквизиты (ИНН, ОКОНХ, ОКНО и Т.Д.); расчетный и корреспондентский счет; Ф.И.О. законного представителя юридического лица и документ, подтверждающий его полномочия (устав, приказ, доверенность и т.д.), с указанием его реквизитов; сведения о привлечении указанного лица ранее к административной ответственности за однородное правонарушение;время совершения (обнаружения) административного правонарушения;событие административного правонарушения – указывается конкретная формулировка выявленных нарушений, а также полное наименование нарушенных нормативно – правовых актов, с указанием их реквизитов (даты принятия, регистрационного номера и т.д.);  статья КоАП России или (и) закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за выявленное правонарушение;сведения о потерпевших и свидетелях (если имеются), а именно: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; адрес места регистрации; вид документа, удостоверяющего личность, его номер и орган его выдавший; – объяснения (развернутые) физического лица или законного представителя юридического лица по существу выявленных правонарушений.

В таких видах производств как дела о поощрении и дисциплинарных правонарушениях, а также по делам о привлечении к административной ответственности органы МЧС выступают как инициаторы процесса.Административно-юрисдикционная деятельность органов МЧС регулируется большим количеством нормативно-правовых актов, которые носят как общий, так и специальный характер. Общие нормативные акты, предусматривают общие положения об осуществлении контроля и надзора, а также перечень обязательных для соблюдения требований. Специальные нормативные акты предусматривают специфические полномочия органов МЧС при осуществлении своих полномочий, так в них закрепляется порядок осуществления проверок, конкретизируются предметы проведения контроля и надзора, а также меры реагирования за нарушения требований, установленных общими нормами.Органы МЧС в механизме реализации административного процесса могут выступать как инициаторы процессы, и как привлекаемый в процесс субъект. В таких видах производств как дела о поощрении и дисциплинарных правонарушениях, а также по делам о привлечении к административной ответственности органы МЧС выступают как инициаторы процесса. 

На данный момент приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», которые указывают на основные направления совершенствования нормативно-правовой и практической базы деятельности органов МЧС. Выполнение мероприятий, предусмотренных в рамках государственной политики, позволит повысить эффективность защиты населения, снизить излишнее государственное регулирование и оптимизировать затраты бюджетов всех уровней. В результате гражданская оборона должна стать эффективным элементом обеспечения безопасности государства, одним из основных механизмов защиты населения и устойчивого функционирования экономики в любых катаклизмах будущего, а также неотъемлемым компонентом гуманитарной деятельности государства.

Выводы. Административный процесс является сложным институтом, обладает рядом специфических особенностей и представляет собой юридическую форму реализации деятельности исполнительных органов власти по правоприменению и правотворчеству в сфере разрешения административных споров и применении мер принуждения.Административный процесс деятельности МЧС выступает в виде формы реализации полномочий органов МЧС, которая способствует исполнению последними своих полномочий. Без существования административного процесса как такового, невозможно было бы осуществлять надзор и контроль за исполнением предписанных требований. Органы МЧС задействованы во всех видах производств, которые относятся к структуре административного процесса. Это указывает на широкий круг полномочий, а также на широкий круг обязанностей, возложенных на данную структуру.

Список литературы

  1. Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» // Рег. в Минюсте РФ 13 января 2017 г. Регистрационный № 45228.
  2. Аврутин Ю. Е. О соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные вопросы публичного пра¬ва. 2015. № 1.
  3. Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гессе Ж. Ф. К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами // Вестник ЮГУ. 2015. №32 (38).
  4. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс как вид юридического процесса: современные проблемы понимания и нормативно-правовой регламентации // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2018. №4.
  5. Косякова Н.С. Составы преступлений, подведомственные органам дознания МЧС России: вопросы квалификации: учебное пособие / под общ. ред. Э.Н. Чижикова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017.
  6. Кропачева А.В. Совершенствование системы административно-правовой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях административной реформы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №1 (41).
  7. Кропачева А.В. Особенности административно-правовой защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций // Вестник МФЮА. 2017. №1.
  8. Старостин С. А. «Административный процесс как отрасль публичного права». Админи¬стративное право и процесс №.4, 2017.
  9. Административный процесс : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.
  10. Административный процесс : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 364 с.
  11. Седнев В.А., Платонов А.П., Кошевая Е.И. Управление безопасностью экономики и территорий. Допущено в качестве учебника для вузов МЧС России. — М.:АГПС МЧС России, 2014
  12. Филатова М. А. О некоторых вопросах подведомственности и процессуальной формы рассмотрения дел административной природы// Журнал административного судопроизводства, Воронеж, 2016.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary