В исследовании были задействованы учащиеся 2 класса МАОУ СОШ №21 г. Набережные Челны в количестве 20 человек.
Для исследования группа детей была разделена на 2 группы:
Контрольная группа – 20 человек.
Экспериментальная группа – 20 человек.
Исследование состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и имеет своей задачей регистрацию первоначальных данных о личностных характеристиках младших школьников.
Диагностика личности направлена на исследование конкретных личностных характеристик: морально-нравственные личностные характеристики, уровень интеллектуального развития, уровень самооценки, ценностные ориентации, лидерские качества, самостоятельность, индивидуальные свойства (память, воображение, эмоциональность и т.д.), мотивации, так и несколько прочих взаимосвязанных характеристик.
Для данного эксперимента было проведено исследование воспитания таких личностных характеристик, как коммуникативность, морально-нравственное развитие и самооценка.
Для диагностики воспитания личностных характеристик были выбраны следующие методики:
1.психологический тест на выявление уровня самооценки «Лесенка»;
2.исследование нравственной сферы при помощи методики «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированной Н.В. Кулешовой;
3.методика Г.А. Цукерман на определение коммуникативных умений .
Обследование проводилось в виде групповых (тестовых) и индивидуальных заданий. Для оценки личностных характеристик разрабатывается система оценок, в зависимости от избранных для диагностирования методик. На основании чего делается вывод (таблица 1).
Таблица 1
Уровни личностных характеристик и их критерии
Уровень |
Показатели критерия отнесения |
Высокий |
У детей хорошо развиты составляющие личностных характеристик: интеллектуальность, самооценка, ценностные ориентации и т.д., морально-нравственные представления правильные. |
Средний |
Личностные характеристики развиты неплохо, но дети не всегда самостоятельны в суждениях, занижение или завышение самооценки |
Низкий |
Личностные характеристики сформированы слабо, отмечаются заметные деформации морально-нравственных установок, интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, несоответствие самооценки и ценностных ориентаций. |
По всем диагностируемым личностным характеристикам у младших школьников на констатирующем этапе преобладают средние уровни. Результаты исследования уровня самооценки, на момент проведения констатирующего эксперимента, показали, что самооценка 50% учащихся соответствовала среднему уровню, лишь у 15% – высокий уровень, у 35% – низкий. Согласно данным исследования уровня коммуникативности только 30% учащихся на констатирующем этапе имеют высокий уровень коммуникативных качеств. Столько же детей имеют низкий уровень коммуникативных качеств. Большинство младших школьников на констатирующем этапе имеют средний уровень коммуникативных качеств. (40%). У 65 % учащихся уровень нравственности средний, у 25% – высокий уровень, а у 10%– низкий уровень. Констатирующий эксперимент выявил наличие некоторых проблем у младших школьников, что непосредственно требует решения в виде разработки комплекса мероприятий по воспитанию личности детей младшего школьного возраста в условиях эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды.
Воспитательные формы и методы, применяемые для воспитания личностных качеств детей младшего школьного возраста в условиях социокультурной среды образовательной организации, включают беседы, игры, тренинги, экскурсии, упражнения, совместное чтение и пр., которые необходимо использовать комплексно. Примером может служить, разработанный комплекс мероприятий по воспитанию и формированию личностных характеристик детей младшего школьного возраста в условиях социокультурной среды образовательной организации. Комплекс мероприятий по воспитанию личности детей младшего школьного возраста в условиях эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды направлен на формирование коммуникативных личностных качеств (способности к установлению доверительных и дружеских отношений, этических, морально-нравственных чувств, управления эмоциями) и индивидуализирующих свойств (формирование Я-образа, самооценки, самоконтроля).
По всем диагностируемым личностным характеристикам у младших школьников на контрольном этапе преобладают средние уровни. При этом благодаря проведенному комплексу мероприятий по воспитанию личности детей младшего школьного возраста в условиях эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды, существенно повысилось количество младших школьников, имеющих адекватную самооценку, практически сблизились со средним показателем коммуникативных способностей показатели по высокому уровню, что говорит о том, что многие смогли в процессе социокультурной среды сблизиться с одноклассниками, установить коммуникации и даже дружеские взаимоотношения, а также многие показали высокий уровень нравственности, что говорит о формировании высоких познавательных мотивов, ориентации многих младших школьников на интересы и потребности других людей и пр. На контрольном этапе 40% младших школьников имеют высокий уровень коммуникативности, что говорит об их коммуникативной активности, экстраверсии, эмотивности и пр. Данные младшие школьники имеют потребность быть принятым в обществе, они стремятся к сотрудничеству, активному и конструктивному общению.
Список литературы
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.– URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/05/ (дата обращения: 21.03.2023).
- Педагогика: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
- Социокультурная среда: особенности, составляющие элементы, факторы – URL: https://fb.ru/article/457007/sotsiokulturnaya-sreda-osobennosti-sostavlyayuschie-elementyi-faktoryi (дата обращения: 21.03.2023).
- Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 5-1. – . 101 – 102.
- Тихоновская, Г.С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досуговых программ / Г.С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 4. – С. 144 – 145.