Практические условия эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды в воспитании личности младшего школьника

Практические условия эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды в воспитании личности младшего школьника

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (114), Май ‘23

Дата публикации 28.04.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается практическая часть условий взаимодействия школы и социокультурной среды в воспитании личности младшего школьника.

В исследовании были задействованы учащиеся 2 класса МАОУ СОШ №21 г. Набережные Челны в количестве 20 человек.

Для исследования группа детей была разделена на 2 группы:

Контрольная группа –  20 человек.

Экспериментальная группа – 20 человек.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий  и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и имеет своей задачей регистрацию первоначальных данных о личностных характеристиках младших школьников.

Диагностика личности направлена на исследование конкретных личностных характеристик: морально-нравственные личностные характеристики, уровень интеллектуального развития, уровень самооценки, ценностные ориентации, лидерские качества, самостоятельность, индивидуальные свойства (память, воображение, эмоциональность и т.д.), мотивации, так и несколько прочих взаимосвязанных характеристик.

Для данного эксперимента было проведено исследование воспитания таких личностных характеристик, как коммуникативность, морально-нравственное развитие и самооценка. 

Для диагностики воспитания личностных характеристик были выбраны следующие методики:

1.психологический тест на выявление уровня самооценки «Лесенка»;

2.исследование нравственной сферы при помощи методики «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированной Н.В. Кулешовой;

3.методика Г.А. Цукерман на определение коммуникативных умений .

Обследование проводилось в виде групповых (тестовых) и индивидуальных заданий. Для оценки личностных характеристик разрабатывается система оценок, в зависимости от избранных для диагностирования методик. На основании чего делается вывод (таблица 1).

Таблица 1

Уровни личностных характеристик и их критерии

Уровень

Показатели критерия отнесения

Высокий

У детей хорошо развиты составляющие личностных характеристик: интеллектуальность, самооценка, ценностные ориентации и т.д., морально-нравственные представления правильные.

Средний

Личностные характеристики развиты неплохо, но дети не всегда самостоятельны в суждениях, занижение или завышение самооценки

Низкий

Личностные характеристики сформированы слабо, отмечаются заметные деформации морально-нравственных установок, интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, несоответствие самооценки и ценностных ориентаций.

 

По всем диагностируемым личностным характеристикам у младших школьников на констатирующем этапе преобладают средние уровни. Результаты исследования уровня самооценки, на момент проведения констатирующего эксперимента, показали, что самооценка 50% учащихся соответствовала среднему уровню, лишь у 15%  – высокий уровень, у 35%  – низкий.  Согласно данным исследования уровня коммуникативности только 30% учащихся на констатирующем этапе   имеют высокий уровень коммуникативных качеств. Столько же детей имеют низкий уровень коммуникативных качеств. Большинство младших школьников на констатирующем этапе   имеют средний уровень коммуникативных качеств. (40%).  У 65 % учащихся уровень нравственности средний, у 25%  – высокий уровень, а у 10%– низкий уровень. Констатирующий эксперимент выявил наличие некоторых проблем у младших школьников, что непосредственно требует решения в виде разработки комплекса мероприятий по воспитанию личности детей младшего школьного возраста в условиях эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды.

Воспитательные формы и методы, применяемые для воспитания личностных качеств детей младшего школьного возраста в условиях социокультурной среды образовательной организации, включают беседы, игры, тренинги, экскурсии, упражнения, совместное чтение и пр., которые необходимо использовать комплексно. Примером может служить, разработанный комплекс мероприятий по воспитанию и формированию личностных характеристик детей младшего школьного возраста в условиях социокультурной среды образовательной организации. Комплекс мероприятий по воспитанию личности детей младшего школьного возраста в условиях эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды направлен на формирование коммуникативных личностных качеств (способности к установлению доверительных и дружеских отношений, этических, морально-нравственных чувств, управления эмоциями) и индивидуализирующих свойств (формирование Я-образа, самооценки, самоконтроля).

По всем диагностируемым личностным характеристикам у младших школьников на контрольном этапе преобладают средние уровни. При этом благодаря проведенному комплексу мероприятий по воспитанию личности детей младшего школьного возраста в условиях эффективного взаимодействия школы и социокультурной среды, существенно повысилось количество младших школьников, имеющих адекватную самооценку, практически сблизились со средним показателем коммуникативных способностей показатели по высокому уровню, что говорит о том, что многие смогли в процессе социокультурной среды  сблизиться с одноклассниками, установить коммуникации и даже дружеские взаимоотношения, а также многие показали высокий уровень нравственности, что говорит о формировании высоких познавательных мотивов, ориентации многих младших школьников на интересы и потребности других людей и пр. На контрольном этапе 40% младших школьников имеют высокий уровень коммуникативности, что говорит об их коммуникативной активности, экстраверсии, эмотивности и пр. Данные младшие школьники имеют потребность быть принятым в обществе,  они стремятся к сотрудничеству, активному и конструктивному общению. 

Список литературы

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.– URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/05/ (дата обращения: 21.03.2023).
  2. Педагогика: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
  3. Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 5-1. – . 101 – 102.
  4. Социокультурная среда: особенности, составляющие элементы, факторы – URL: https://fb.ru/article/457007/sotsiokulturnaya-sreda-osobennosti-sostavlyayuschie-elementyi-faktoryi (дата обращения: 21.03.2023).
  5. Тихоновская, Г.С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досуговых программ / Г.С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 4. – С. 144 – 145.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary