ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 53 (98), Январь ‘23

Дата публикации 09.01.2023

Поделиться

В статье авторами рассматриваются особенности развития познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики.  Объектом исследования является самостоятельность младших школьников в начальных классах. В статье раскрывается и анализируется проблема развития познавательной самостоятельности младших школьников, когда последовательность мышления младшего школьника, его умственные действия зависят и определяются самим обучающимся. Авторы выделяют и описывают четыре вида самостоятельности младших школьников. В конце статьи автор приходит к выводу и дает необходимые рекомендации педагогам для развития и улучшения познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики.

В процессе обучения математике задача педагога состоит не только в том, чтобы давать прочные знания, предусмотренные учебной программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления младших школьников. Начинать развивать самостоятельность у обучающихся необходимо с первых дней обучения в начальной школе. Самостоятельная   работа - это    особенная познавательная   учебная деятельность, когда последовательность мышления младшего школьника, его умственные действия зависят и определяются самим обучающимся. Самостоятельная работа нужна на всех уроках, обязательно на уроках математики, потому что они хорошо тренируют волю, воспитывают у младшего школьника работоспособность и внимание. Педагогу на уроках математики нужно опираться на самостоятельную работу младших школьников, их личное рассуждение.

Проблема формирования учебной самостоятельности обучающихся и сегодня является актуальной. Это объясняется тем, что современный педагог ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности младших школьников к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
На начальной ступени обучения в деятельности педагога основными задачами являются: обучение младших школьников умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою работу для их достижения, также оценивать результаты своих действий.

То есть главная задача педагога – это максимальное формирование компонентов учебной деятельности. Формирование - это не “насильственная” деятельность “извне”, а максимальное создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью младшими школьниками. Роль педагога -подбирать для их реализации все необходимые средства и приемы.
Для максимального руководства самостоятельной учебной деятельностью младших школьников важно определить признаки самостоятельной работы: 
- наличие задания педагога; 

- самостоятельность обучающихся; 

- руководство педагога; 

- выполнение задания без участия педагога;

- высокая активность обучающихся.

Педагогу для хорошей организации самостоятельной работы с младшими школьниками нужно использовать методические рекомендации и памятки. Это помогает обучающимся очень быстро овладеть нужными умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые способы организации своей деятельности.

Очень важен  контроль  выполнения самостоятельной работы на уроке математики. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять педагогу, подводить ее итоги и определять: что максимально удалось лучше младшим школьникам, а на какие недостатки следует обратить особое внимание. Нужно распознать основную причину появления ошибки – найти наиболее верный путь к ее исправлению. При выполнении самостоятельной работы имеется возможность педагогу выяснить причину ошибки и правильно спланировать самостоятельную работу младших школьников. Итоги самостоятельной работы на уроке математики позволяют максимально видеть обучающемуся его активное продвижение вперед и его недоработки.

Одной из основных задач, встающих перед педагогом на уроках математики, является создание необходимых условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью младших школьников, появляется важность определить главные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников.    

Основным видом самостоятельной работы на уроках математики считается самостоятельная работа творческого характера. Важнейшим условием формирования самостоятельной деятельности младших школьников является мотивация этого школьника, её основа учебно-познавательный интерес.

Практика организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики позволила выявить все условия, которые способствуют ее эффективности:
- Обязательное наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы.

- Разработка планирования заданий самостоятельной работы по форме и по содержанию.

- Соответствие уровня сложности заданий по математике уровню учебных возможностей младших школьников.

- Соблюдение определенной продолжительности самостоятельной работы по математике (не более 15–20 мин) при проектировании урока.

- Постепенное усложнение содержания задач по математике.

- Краткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.

- Стимулирование обучающихся к выбору заданий высокого уровня сложности по математике.

- Сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения на уроках математике. 

Если уровень развития младшего школьника определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в незнакомую ситуацию, деятельность самого педагога должна быть направлена на ее организацию в обучении на уроках математики.
Основная функция обучения для развития младшего школьника на уроках математики требует от педагога и изложения знаний в определенной системе, и обучить младших школьников мыслить, искать необходимые ответы на все поставленные вопросы, добывать все новые и новые знания, опираясь. Младших школьников важно учить познавательной деятельности и обогащать обучающихся необходимым учебным и познавательным материалом. Уровень развития младшего школьника определяется его личным умением самостоятельно искать все новые и новые знания, использовать уже полученные знания на уроках математики. Главной и важной задачей в начальной школе является воспитание у младших школьников личной активности и учебной самостоятельности.

Основная причина неумения младшего школьника работать самостоятельно состоит в том, что его не научили работать самостоятельно. Обучающиеся не умеют сами проявить способность справляться лично с выполнением заданий по математике. 

 Для этого нужна:

- Психологическая готовность.

- Младший школьник должен владеть основными навыками самоанализа и самооценки. 

- Младший школьник должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. 

- Младшему школьнику необходим простор для собственной инициативы и личного творчества на всех этапах выполнения задания по математике.

Самостоятельность каждого младшего школьника в зависимости от обстоятельств принимает различный вид. Для младшего школьника важна учебная самостоятельность, вне стен школы проявляется “житейская” самостоятельность. Эти два вида самостоятельности максимально взаимосвязаны между собой, но они не одинаковы.

Развитие самостоятельности и основной творческой активности младших школьников в процессе обучения математике происходит постоянно от низшего уровня самостоятельности к наивысшему уровню последовательно. Основная и необходимая задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении на уроках математики - это управление процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.

По характеру познавательной самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по математике важно выделить уровни самостоятельности.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность. Этот уровень в основном проявляется в деятельности младшего школьника при выполнении упражнений по математике, которые требуют простого воспроизведения уже имеющихся знаний у обучающегося, это когда младший школьник, зная правило и образец решения, максимально сам решает задачи по математике. Младший школьник, который уже вышел на этот первый уровень самостоятельности, но не достигший еще следующего второго уровня самостоятельности, при решении задачи использует имеющийся у него образец, если задача не соответствует данному образцу, то он решить ее младший школьник уже не может.  Младший школьник очень часто не предпринимает абсолютно никаких попыток изменить данную ситуацию, он отказывается от решения новой задачи, потому что такие задачи ранее им никогда не решались. Если первый уровень развития самостоятельности наблюдается у многих младших школьников в начале занятий, то первостепенная задача педагога заключается не в игнорировании обучающегося, а в помощи ему для перехода на следующие высокие уровни самостоятельности.

Второй уровень самостоятельности - вариативная самостоятельность. Самостоятельность на данном данном уровне проявляется в умении из нескольких уже имеющихся правил выбрать одно необходимое правило и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи по математике. На этом уровне самостоятельности младший школьник показывает все своё умение производить личные мыслительные операции, также сравнивать и анализировать решение задач. Сравнивая условие задачи по математике, младший школьник перебирает все средства, чтобы решить задачу. Он выбирает самое наилучшее  и действенное наиболее средство.

Третий уровень самостоятельности –  частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность младшего школьника на третьем уровне проявляется в умении обучающегося из имеющихся у него правил для решения задач определенного раздела математики формировать обобщенные способы для решения более широкого класса задач; в умении обучающегося осуществить перенос различных математических методов, из одного раздела математики, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти своё “собственное правило”; в поисках младшим школьником нескольких способов решения задачи по математике и в выборе наиболее рационального способа. Во всех названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы  собственного творчества младшего школьника. Обучающийся на этом уровне обладает большим набором приемов умственной деятельности. Он умеет проводить сравнение, анализ, синтез. В деятельности младшего школьника основное место занимает контроль собственных результатов и самоконтроль. Обучающийся может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.

       Самостоятельность младшего школьника – это основа его успешного обучения в средней школе. В зависимости от того, как будут заложены главные основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшей жизни младшего школьника. 

      Каждому педагогу необходимо работать над совершенство­ванием своего личного мастерства в педагогике и стараться максимально использовать на практике все изученные им методы. Не все дети рождаются творческими личностями, но если создать определенные условия для развития самостоятельности, творчества, самовыражения и самореализации детей, то последует движение вперед по пути познания или творчества.

Список литературы

  1. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М.; Рига: ПЦ «Эксперимент»
  2. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников // Народ¬ное образование. 2003. № 8.
  3. Алексеева А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
  4. Афасижева Д.А., Кузнецова С.А. Организация самостоятельной работы учащихся. – М., 1988
  5. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема. // Начальная школа. 2003. №1.
  6. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников. // Начальная школа.2005. №9.
  7. Ефимов В.Ф. Обобщающее повторение курса математики с помощью коллективных способов обучения. //Начальная школа. 2008. №3.
  8. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary