МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

52

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (113), Апрель ‘23

Дата публикации 24.04.2023

Поделиться

В данной статье автором рассматривается международно-правовое регулирование положения военнопленных в условиях международных вооруженных конфликтов, механизмы их защиты. Помимо этого, анализируется эффективность данных мер и предлагаются варианты развития данных механизмов с целью обеспечения соблюдения установленных норм.

Проблема защиты военнопленных является крайне актуальной, поскольку  на протяжении всей истории человечества оно практически всегда пребывало в состоянии войн. Следовательно, данная сфера нуждалась в комплексном нормативно-правовом регулировании с целью защитить всех её участников и обеспечить соблюдение их прав. Во времена различных международных конфликтов в отношении военнопленных непременно фиксировались массовые случаи пренебрежения основными неотъемлемыми правами человека. Согласно статистике, не менее 50% военнопленных так или иначе подвергались пыткам и истязаниям за время пребывания в плену противника. Таким образом, речь идет о создании, предоставлении и обеспечении гарантий о соблюдении прав для миллионов людей по всему миру, а также о повышении уровня гуманности среди мировой общественности по отношению к человеку, вне зависимости от его принадлежности к той или иной группе лиц.

Первыми международными соглашениями, регулирующими обращение с военнопленными и закрепляющие обязательствами воюющих сторон по соблюдению их прав являлись Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.. При этом понимается, что главными катализаторами развития международного гуманитарного права всегда являлись масштабные войны, наиболее кровопролитной из которых являлась Вторая мировая война. Именно после нее в 1949 году были подписаны так называемые Женевские Конвенции, одна из которых посвящена обращению с военнопленными. 

Наряду с ним важнейшую роль в регулировании данного вопроса играет Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года. Именно  два данных источника являются основными нормативно-правовыми актами, регулирующими положение военнопленных. В этих документах детально урегулировано множество вопросов, касающихся статуса военнопленных, их прав и обязанностей. Подробно расписывается порядок обеспечения военнопленных рядом удобств, прав и свобод в различных сферах, который мы представим в схеме (схема 1).

Схема 1. Основные права военнопленных

 

Ознакомившись с указанными нормативно-правовыми актами, можно сделать логичный вывод, что регламентация рассматриваемой сферы крайне обширна. В случае, если бы все нормы, закрепленные в документах, регулирующих порядок обращения с военнопленными, безукоризненно соблюдались, то можно смело утверждать о том, что данная категория лиц не была бы под угрозой. Однако приходится констатировать, что военнопленные продолжают оставаться крайне уязвимой и подверженной насильственным и противоправным действиям по отношению к себе группой лиц. Какие же у этого причины?

Представляется, что главной причиной подобного положения дел является отсутствие каких-либо действенных механизмов контроля соблюдения рассматриваемых норм. В соответствии с международным гуманитарным правом стороны конфликта обязаны допускать специальных представителей гуманитарных организаций, призванных контролировать условия содержания военнопленных и обращение с ними, в места их содержания. Однако в условиях международных вооруженных конфликтов реализовать подобную инициативу крайне сложно, данных лиц зачастую попросту не допускают в подобные учреждения.

 Соответственно, требуется иное решение данной проблемы. Предлагается закрепить обязательство всех государств-членов рассмотренных ранее соглашений обязать, вне зависимости от пребывания в условиях вооруженного конфликта или в мирное время, сформировать в местах содержания военнопленных специальные отделения с представителями нейтральных государств, в обязанности которых будет входить постоянный контроль за всем происходящим в данном учреждении. Данные лица должны обладать особым статусом, который обеспечит им постоянный доступ в данные места без согласования со сторонами вооруженного конфликта. В случае, если данное предписание не будет соблюдено, на сторону конфликта должно быть оказано давление со стороны мирового сообщества.

Помимо этого, она должна быть подвергнута санкциям в различных сферах, включая дипломатическую и экономическую. Данный механизм возможен, поскольку все государства являются структурными звеньями глобальной экономики и геополитики, связаны различными экономическими и политическими соглашениями, состоят в множестве международных организаций. Таким образом, ужесточение подхода к данному вопросу со стороны мирового сообщества, вероятно, качественно повлияет на отношение к военнопленным и существенно уменьшит количество случаев пренебрежения их правами. Помимо этого, одной из причин является сомнительный порядок привлечения к ответственности лиц за противоправные деяния по отношению к военнопленным. В 1977 году был создан Международный уголовный суд, призванный осуществлять преследование и осуждение лиц, совершивших военные преступления. Однако ввиду плохой репутации данного суда, множество государств не признают его решения. Среди них и Российская Федерация. Важно отметить, что независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, совершивших противоправные деяние по отношению к военнопленным, ответственность за обращение с военнопленными, согласно статье 12 III Женевской Конвенции 1949 года, несет в первую очередь именно держащая в плену держава. Помимо международных источников ответственность за военные преступление устанавливает и национальное законодательство. Как пример, в Российской Федерации данные вопросы регулируются Уголовным Кодексом, а именно статьей 356, которая закрепляет ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны, среди которых выделяется и жестокое обращение с военнопленными. Подобные нормы распространены во множестве иных государств. Тем не менее, наблюдается нежелание государств, чьи граждане совершили военные преступления по отношению к плененным противникам, осуждать данных лиц, поскольку это может найти негативный отклик у населения и отрицательно повлиять на моральный дух войск. Как следствие, подобные лица редко привлекаются к ответственности, только в наиболее вопиющих случаях неоправданной жестокости, а их деяния не становятся достоянием общественности. Решением данной проблемы представляется совместная деятельность международного сообщества, которое будет своими силами выявлять подобные прецеденты и широко их осуждать на государственном уровне, что может повлиять на отношение к подобным преступлениям в государстве, граждане которого их совершили, как среди широких масс населения, которые будут решительно осуждать подобное девиантное поведение, так и среди лиц, непосредственно ответственных за контроль и пресечение подобных деяний. Однако подобные инструменты не должны применяться как инструмент информационной войны, должна сохраняться нейтральность и непредвзятость мирового сообщества к какой-либо из сторон вооруженного конфликта.

  По результатам проведенного исследования можем сделать вывод о том, что международно-правовые механизмы защиты военнопленных неэффективны, несмотря на обширную регламентацию данного вопроса. Международное гуманитарное право нуждается в совершенствовании и внедрении новых механизмов контроля соблюдения норм, регулирующих защиту военнопленных в условиях международных вооруженных конфликтов.

Список литературы

  1. Абдрахманова Д. А. Правовые основания уголовной ответственности зажестокое обращение с военнопленными или гражданским населением (ст. 356 УК РФ) / Абдрахманова Д. А. / Военное право. – 2023. –№ 2 (78). –С. 150-155.
  2. Доклад Управления ООН по правам человека о военнопленных [Электронный ресурс] // URL:  (Дата обращения 24.04.2023).
  3. Дополнительный Протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года [Электронный ресурс] / URL:  (Дата обращения 24.04.2023).
  4. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными [Электронный ресурс] / URL:  (Дата обращения 24.04.2023).
  5. Слепцова Е. Ю. Социально-правовой статус военнопленных / Слепцова Е. Ю./ Молодежь и наука. – 2023. –23янв. – С. 210-217.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее