Проблема осуществления международной организацией операции по оказанию военнопленному помощи при международном вооруженном конфликте является крайне актуальной на сегодняшний день, что подтверждается статистикой. В соответствии со статистическими данными, представленными в Докладе Управления ООН по правам человека о военнопленных от 23 марта 2023 года, более 50% военнопленных подвергаются насилию во время нахождения в плену[2]. В настоящее время ведутся масштабные международные вооруженные конфликты, в результате чего вопрос оказания военнопленным помощи стоит на повестке дня. Международные организации, осуществляющие соответствующие операции, являются важнейшим звеном в данном процессе. Представляется, что проведение научного исследования по данной теме является востребованным.
Режим осуществления международной организацией операции по оказанию помощи военнопленному при международном вооруженном конфликте является комплексным явлением, содержащим в себе ряд понятий, таких как: международная организация, помощь военнопленному, операции по оказанию помощи, международный вооруженный конфликт. О содержании каждого из данных понятий следует иметь представление. Международной организацией, в контексте данной проблемы, является субъект международных отношений, обладающий на основании международных соглашений и своих учредительных документов международно-правовым статусом, позволяющим ему вести определенную деятельность, в том числе оказывать помощь военнопленным. Помощь военнопленному представляет из себя совокупность мер, предпринимаемых для поддержки военнопленного во время его нахождения в плену. Операции по оказанию помощи представляют из себя комплекс мероприятий, осуществляемых в установленной последовательности, целью которых является улучшение условий существования пленника. Международный вооруженный конфликт представляет из себя вооруженный конфликт, участниками которого являются два или более государства.
Исследование международно-правового регулирования данного явления является крайне важным, поскольку это позволит грамотно оценивать его эффективность, а также четко ориентироваться в правовой базе данного процесса не только с практической, но и с научной точки зрения.
Международно-правовое регулирование подобных вопросов состоит из нормативной и юрисдикционной базы. Международные нормативные и международные юрисдикционные документы - разные типы документов, обладающие определенной спецификой. Прежде чем перейти к относимым к данной проблеме источникам международного права, определим основные черты двух данных типов международных документов.
Схема 1. Характеристика международных нормативных и юрисдикционных документов.
Таким образом, исходя из представленных данных, международные нормативные документы определяют границы правового регулирования, а юрисдикционные акты реализуют механизмы, устанавливают процедурный порядок взаимодействия субъектов международного права в той или иной сфере.
В качестве примера основных относимых нормативных документов можем определить следующие: Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года, Дополнительный протокол к ней от 8 июня 1977 года.
Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 1949 года является основным международным нормативным документом, регулирующим интересующие нас отношения. В данном документе содержаться основные положения о военнопленных, их правах и обязанностях, помощи, на которую они могут рассчитывать, а также урегулированы вопросы взаимодействия международных организаций с ними.
Вторым по важности нормативным документом в отношении военнопленных является Дополнительный Протокол I от 1977 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Данный документ расширяет положения Женевской конвенции, расширяет и конкретизирует права и обязанности военнопленных, особенности предоставления статуса военнопленного и иные вопросы. В своих положениях документ опирается на основные принципы международного гуманитарного права, в первую очередь на такой принцип как гуманность.
Положения указанных документов, помимо прочего, составляют содержание статуса военнопленного. Анализируя данные нормативные документы, как российские, так и зарубежные исследователи пришли к единому мнению, что объектами военного плена могут быть только лица, фактически принимающие открытое и законное участие в вооруженном конфликте[1].
Примерами же юрисдикционных документов являются: Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 года, Римский статут Международного уголовного суда от 1998 года и иные документы.
Правоотношения, связанные с военнопленными, подпадают под юрисдикцию обоих документов. Римский статут определяет различные преступления против военнопленных, как военные преступления, согласно ст. 8 данного документа. Устав же Международного военного трибунала в Нюрнберге определяет преступления против военнопленных, как преступления, влекущие за собой индивидуальную ответственность, согласно ст. 6 данного документа.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что исследуемая проблема является многогранной, состоящей из множества элементов, каждый из которых обладает своей спецификой. Международно-правовое же регулирование исследуемого вопроса является весьма обширным, состоит из соответствующей нормативной и юрисдикционной базы.
Список литературы
- Городова, А. С. Международно-правовая защита военнопленных в период вооруженных конфликтов / А. С. Городова, А. В. Ситникова, А. Н. Пасенов // Наукосфера. – 2023. – № 5-2. – С. 497-502. – EDN HTZOCL.
- Доклад Управления ООН по правам человека о военнопленных от 24 марта 2023 года.
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.
- Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.
- Римский статут Международного уголовного суда от 1998 года.
- Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 года).