В современном мире объем перевозок невысок, потому как существует множество альтернатив железным дорогам. Но, как показало время, железные дороги являются самым безопасным способом перевозок пассажиров, грузов и т.д.
На сегодняшний день устройства автоматики и телемеханики давно перестали удовлетворять требованиям комплексу автоматизации перевозочного процесса по своим качественным характеристикам. Это сдерживает не только улучшение системы ЖАТ, но и внедрение на сети железных дорог автоматизированной системы управления. Многие устройства, работающие в настоящее время, уже давно превысили срок работы, который был для них определен, но их использование подвергает компанию большим количеством расходов, связанных с обслуживанием системы. Это приводит к тому, что цена за пассажирские и грузовые перевозки растет, клиентооборот падает, а также снижается рентабельность в целом. Было принято решение вводить «мероприятия по обновлению и развитию средств железнодорожной автоматики и телемеханики» [1], которая подразумевала собой обновление и развитие средств железнодорожной автоматики и телемеханики для обеспечения безопасности движения поездов, а также была введена федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", которая предусматривала создание и внедрение к 2010 году релейно - процессорных и микропроцессорных систем ЖАТ.
Эффект таких программ выражается не только в обновлении устройств, но и в экономии эксплуатационных затрат того линейного предприятия, где устанавливается новая система либо путевого хозяйства, а в конечном итоге – ОАО «РЖД». Системы ЖАТ, увеличивая участковую скорость, косвенно способствуют увеличению затрат железной дороги.
Количественная оценка эффективности, произведенная на основе срока окупаемости при расчете затрат на обслуживание устройства не однозначна.
Посредством изменения характеристик движения поездов или обслуживания перевозок новые системы позволяют сократить эксплуатационные расходы железной дороги. Так, представленные в популярном издании «Экономика железных дорог» [3] специалистами, совместно с учеными, описания методики оценки получаемого эффекта от внедрения ЖАТ не включают налоги.
Первоначальная стоимость объектов железнодорожной автоматики и телемеханики весьма существенная. Цены колеблются от 20 до 120 миллионов рублей. Соответственно, размер налога оказывает большое влияние, снижая годовой эффект в виде экономии эксплуатационных расходов. Эта экономия увеличивает размер налогооблагаемой базы, что влечет снижение чистого дохода и увеличивает срок окупаемости.
Таблица 1.
Примерная стоимость объектов системы ЖАТ
К примеру, стоимость одного импульсного путевого реле – 27 400.00 рублей. Железнодорожные станции в массовом порядке оборудовались релейной централизацией, с постепенным увеличением количества реле на одну стрелку: от 30 реле в начале переоснащения до 120 реле на стрелку в последней версии централизации под кодовым названием «Миллениум» (ЭЦ-12-2003). То есть, на реле у железной дороги уходит от 822 000.00 рублей до 3 288 000.00 рублей, а это огромные деньги в наше время.
На экскурсии по посту ЭЦ станции Красноярск – Пассажирский главный связист рассказал нам о том, что более новое оборудование помогает значительно снизить расходы компании. Так, например, на замену проводов и множественного количества приборов, на обслуживание которого нанимали от 20-30 работников, пришло новое оборудование, которое, во-первых, было гораздо меньше по масштабу. Во-вторых, на его обслуживание понадобилось всего 10-13 работников, которые, благодаря обновлению, гораздо лучше и качественнее справлялись со своей работой.
Что из этого вышло:
- Число работников уменьшилось, а значит и затраты компании тоже уменьшились.
- Работа выполнялась качественнее и на рабочем месте стало намного меньше неприятных ситуаций, которые приводили к поломке оборудования.
- Работники, которые нужны были для обслуживания не модернизированного оборудования, были направлены на те объекты, которые нуждались в рабочей силе.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что модернизация не только помогла усовершенствовать оборудование, но и значительно сократить эксплуатационные расходы.
Вновь вводимые устройства автоматики и телемеханики вносят значительные изменения в расходы по содержанию эксплуатационного штата. При этом несколько увеличивается штат технических работников хозяйства сигнализации и связи по содержанию и ремонту устройств и значительно сокращает штат работников движения.
Сэкспл.с = Сэс + Фзпдс + Фзпшс, (1)
Сэкспл.н = Сэн + Фзпдн + Фзпшн, (2)
где Сэкспл.с , Сэкспл.н - годовые эксплуатационные расходы при существующих и вновь вводимых устройствах автоматики;
Сэс, Сэн - годовые эксплуатационные расходы на техническое обслуживание существующих и вновь вводимых устройств автоматики;
Фзпдс, Фзпдн - годовой фонд заработной платы работников по службе движения при существующих и вновь вводимых устройствах автоматики;
Фзпшс, Фзпшн - годовой фонд оплаты труда работников хозяйства сигнализации и связи при существующих и вновь вводимых устройствах.
Сэкспл.с =110 776 980,2 + 29 077 014 + 14 458 339,2 = 154 312 333,4 рублей
Сэкспл.н =96 568 980,7 + 28 761 558,2 + 9 190 051,2 = 134 520 590,1 рублей.
Снижение эксплуатационных расходов в результате внедрения тех или иных технических мероприятий сопоставляется с капитальными затратами на эти мероприятия, чем и определяется срок окупаемости капитальных вложений:
Т = (К - Кпс + Кос) / (Сэкспл.с + Сэкспл.н + Спч), (3)
где К - единовременные капиталовложения, связанные с внедрением новой техники;
Кос - остаточная стоимость старых снимаемых устройств автоматики.
Значение остаточной стоимости оборудования обычно несравнимо меньше экономии капиталовложений, получаемой за счет высвобождения подвижного состава, и поэтому в практических расчетах зачастую может и не учитываться.
Рассчитаем примерный срок окупаемости:
Т = (716 000 000 - 159 530 000 - 13 101 562,5) / (154 312 333,4+134 520 590,1 + +13 059 338,7) = 1,84
Из проведённых расчётов видно, что на проектируемом участке железной дороги выгоднее внедрять новые устройства автоматики и телемеханики. Срок окупаемости всего оборудования больше года. С экономической точки зрения переход на новое оборудование целесообразно и эффективно в дальнейшей эксплуатации.
Подведя итоги можно отметить, что модернизация оборудования – один из действенных методов увеличения чистой прибыли и уменьшения затрат. Данная тема будет актуальна всегда, так как экономический процесс очень важный. Люди всегда будут думать над тем, как увеличить свою прибыль и уменьшить затраты, улучшать оборудование, не подвергая опасности людей.
Список литературы
- Мероприятия по обновлению и развитию средств железнодорожной автоматики и телемеханики Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы).
- Журнал «Экономика железных дорог» (издательство Прометей, город Москва).
- Анисимов А.К., Брейдо А.И. Организация, планирование и управление в хозяйстве сигнализации и связи. - М.: Транспорт, 1989.
- Карпов И. В., Климович С. Г., Хляпова Л. И. Экономика, организация и планирование хозяйства сигнализации и связи: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. - М.: Маршрут, 2002. - 436 с.