Всероссийская проверочная работа по математике в начальной школе: методы и приемы подготовки младших школьников

Всероссийская проверочная работа по математике в начальной школе: методы и приемы подготовки младших школьников

В статье рассматриваются методические приемы и методы подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по математике. Обосновывается главная цель ВПР и раскрываются те затруднения, которые испытывали младшие школьники при написании проверочной работы в 2021-2022 гг.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (109), Март ‘23

Дата публикации 27.03.2023

Поделиться

В развитии системы общего образования Российской Федерации одним из актуальных направлений модернизации является формирование единой системы оценки качества образования [3]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), концепции развития математического образования в РФ от 24.12.2013 г., Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе РФ «Развитие образования» на период 2013-2022 гг. [5] главной целью начального школьного образования является целостное гармоничное развитие личности обучающегося, его умения учиться и организовать подготовку к самообразованию. В связи с этим была разработана система оценки учебных достижений школьников – всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР – это комплексный проект в области оценки качества образования, акцентирующий свое внимание на развитии единого образовательного пространства в Российской Федерации, формировании единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся [4].

Проведенный нами анализ результатов ВПР по математике за 2021-2022 учебный год позволил обобщить затруднения, которые испытывают обучающиеся при выполнении работы:

-         недостаточное развитие умения решать практические задачи;

-         низкий уровень сформированности самоконтроля, сопоставления действий с условием;

-         слабое развитие логического и пространственного мышления;

-         недостаточное развитие навыка работы с геометрическими фигурами.

Все вышеперечисленные затруднения говорят о том, что педагог должен формировать не только предметные знания и умения, но и развивать учебно-познавательные действия, различные виды мышления обучающихся.

ВПР не предусматривает отдельную подготовку, поэтому, с целью лучшего её написания, можно использовать типовые задания на различных этапах урока: устный счет – совершенствование навыка вычислений, закрепление таблицы умножения и правил выполнения действий; повторение пройденного – закрепление изученных формул, математических правил; закрепление изученного материала – практическое закрепление путем решения задач; домашнее задание – закрепление способов решения, оценка уровня усвоения материала.

Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, в который можно включить типовые задания, взятые из ВПР. Сюда можно отнести задания на нахождение значений числовых выражений, решение простых текстовых задач. Для развития логического мышления педагог может организовывать регулярное решение стандартных задач на сообразительность. Решение таких задач можно включить во внеурочную деятельность, например, при реализации игры «Что? Где? Когда?».

Домашнее задание в рамках ФГОС НОО является средством достижения предметных, метапредметных результатов и дает младшим школьникам возможность встретиться с поиском информации, ее обработкой, использованием других источников, структурированием информации, методов и приемов ее закрепления, а также осуществлением самопроверки и контроля, что в конечном итоге становится инструментов формирования УУД.

Используя разнообразные приемы обучения, педагог совершенствует методику подготовки младших школьников к ВПР по математике. Приемы подразделяются на: приемы формирования и активизации мыслительной деятельности, приемы создания проблемных ситуаций, здоровьесберегающие приемы, приемы контроля, приемы управления взаимоотношениями обучающихся.

Универсальным способом по подготовке к ВПР и получению новых знаний и умений, построению логических цепочек и применению перечисленного в жизненной ситуации является технология критического мышления. И.В. Муштавинская рекомендует следующие приемы развития критического мышления по формированию УУД:

  • систематизация и анализ информации на всех стадиях ее усвоения: Кластер, таблица «Инсерт», прием «Общее – уникальное», стратегия «Фишбон»;
  • вдумчивое и осознанное чтение: «Инсерт», чтение с остановками, стратегия «Идеал»; работа с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
  • формулирование и решение проблем: стратегии «Идеал» и «Фишбон»;
  • работа с понятиями: прием «Выглядит, как… Звучит, как…», синквейн; «Концептуальное колесо», денотатный граф;
  • интерпретация, переработка новой информации, рефлексивное оценивание: синквейн, кластеры, эссе и приемы рефлексивного письма, прием «Общее – уникальное», сводная таблица [6].

В процессе подготовки младших школьников к ВПР самое главное для педагога это дать им небольшие задачи и пробудить желание решить их всем классом. Чтобы создать проблемную ситуацию педагог может воспользоваться способами, выделенными М.И. Махмутовым. Создать проблемную ситуацию можно при:

  • столкновении учеников с жизненным явлением, фактом, который будет требовать теоретического объяснения;
  • формировании гипотез;
  • поощрении к сравнению, противопоставлению;
  • анализе жизненных ситуаций, которые могут привести ученика в противоречие с прежними представлениями об этих ситуациях [2].

Состояние младшего школьника на уроке во многом зависит от правильно организованного занятия, его гигиенической рациональности, что дает возможность продолжительное время поддерживать умственную работоспособность обучающегося и предупреждать появление утомления при подготовке к ВПР. Этому может помочь использование приемов «Свободный выбор» (свобода творчества, выбор действия и его способов и др.), использование активных методов (ролевая игра, дискуссия, учеба действием), проведение физкультминуток, динамических пауз, минута релаксации, дыхательная гимнастика, массаж активных точек, стимуляция внутренней мотивации (цель узнать больше, позитив от активного труда) и внешней (похвала, поддержка и др.), «Эмоциональные разрядки» (шутка, улыбка, присказка, поучительная история, использование афоризмов с комментарием, музыкальная минутка).

Не менее важно обращать внимание на взаимоотношения обучающихся, так как для достижения целей обучения в ходе подготовки к ВПР по математике целесообразно всем участникам образовательного процесса взаимодействовать друг с другом. Педагог может воспользоваться такими приемами, как: «Какой я?», «Доброе слово», «Путешествие в страну любимых увлечений», «Будем друзьями», беседы «Азбука вежливости», задания творческого характера (обсудить, сравнить, сделать вывод), упражнения «Подарок», «Тень» [1].

Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения анализировать собственную деятельность, умение соотношения деятельности и процесса решения задачи, нахождения и анализа ошибок при подготовке к ВПР по математике педагогу необходимо использовать следующие приемы контроля: «Умышленная ошибка», «Найди ошибку по ориентиру», «Классификация задач по способу решения» (выделение общего способа действия), «Сравнение своих действий и результата по образцу», «Составление задач с ловушками» (выделение проблемных мест, другого способа решения), «Предложи свои способы решения», «Рецензирование текста» [7].

Цель Всероссийской проверочной работы по математике для младших школьников заключается в том, чтобы оценить уровень подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике, а также диагностировать уровень достижения учениками предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, в том числе сформированность УУД и овладение межпредметными понятиями. Для достижения этой цели педагог может использовать такие педагогические методы и приемы подготовки к ВПР, как: приемы формирования и активизации мыслительной деятельности, приемы создания проблемных ситуаций, здоровьесберегающие приемы, приемы контроля, приемы управления взаимоотношениями обучающихся. Также методы подготовки – домашнее задание, математический диктант, использование типовых заданий ВПР на различных этапах урока.

Список литературы

  1. Братчикова Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6.
  2. Галиакбарова Э.Х., Солощенко М.Ю. Использование проблемных ситуаций на уроках математики // MODERN SCIENCE. - 2021. - №1 (2). - С. 265-267.
  3. Кравцов С. С., Музаев А.А. Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. – Т. 1, № 5 (43) – С. 96–11.
  4. Лях Ю.А., Музаев А.А. Всероссийские проверочные работы: результаты хорошие, но не объективные // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – №3. – С. 13-19.
  5. Нестерук О.В. Всероссийская проверочная работа (ВПР) по математике. Первые итоги // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. – 2016. – №9. – С.150-158.
  6. Разливинских И.Н., Кравчук Е.В. Интеллектуальный капитал инновационное развитие общества, науки и образования. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – 192 с.
  7. Самочернова А.А. Методические приемы формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики // Вопросы педагогики. – 2019. – №9 (1). – С. 108-112.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary