Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.
В этот период происходит значительное расширение рамок общения с взрослыми, прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков [2].
По тому, как детки строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Связное рассказывание - это форма устной речи, которая состоит из последовательно логических звеньев.
Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, как активного, так и пассивного, внутреннего плана высказывания и желание сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве.
ОНР 3 уровня - это такое нарушение речи, при котором у детей нарушено звукопроизношение, ограничен пассивный и активный словарь (такие детки не могут ответить на вопрос по картинке: "Покажи где?"), нарушение лексико-грамматической недостаточности.
Сюжетная картина-это картина, которая отображает какой-то сюжет или же событие, в которой задействовано несколько участников.
При составлении предложений по отдельным ситуационным картинкам старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня дают краткую характеристику ситуации в целом. Для данного возраста объем рассказа достаточный, чтобы понять содержание картинки. Речь связна и последовательна, в ней используются простые распространенные предложения. Речь старших дошкольников с Общим недоразвитием речи третьего уровня монотонна, эмоционально не выразительна. Имеются пропуски слов, чаще всего глаголов, предлогов и др. В речи старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня используются простые предложения.
Обиходная речь становится более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов. Свободное общение сильно затруднено, и в контакт с окружающими дети обычно вступают в присутствии родителей или воспитателей, дающих пояснения к высказываниям ребенка. Между тем дети во многих случаях уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут достаточно свободно рассказать о своей семье, о себе и своих друзьях, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ [3].
Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный объект. Иногда нужное слово заменяется другим, близким по звуковому составу. То же самое происходит с названиями малознакомых ребенку действий.
Содержание картинок не раскрывается, наличие пауз, что свидетельствует о вязкости мышления. При составлении предложения по трем картинкам старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня затрудняются правильно называть предметы, изображенные на картинках, а предложения составляют резко аграмматичные. При пересказе знакомого текста (курочка ряба) старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня допускают ошибки в согласовании и управлении. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок старшие дошкольники с Общим недоразвитием речи третьего уровня делают большие паузы, без логической связи между предложениями, так как словарный запас не совсем сформирован.
Задание по окончанию рассказа по данному началу и придумывание рассказа на заданную тему является недоступным.
Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделить главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец [1].
В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можем сказать, что детки с онр 3 уровня испытывают значительные трудности при составлении связного высказывания по сюжетной картине, что говорит о недостаточно развитом мышлении. В основном дети с онр 3 уровня испытываю затруднения в: последовательности изложения (не раскрыв полностью сюжет, дети приступают к другому, "перепрыгивают с одной картинки на другую"); низкой информативности рассказа, незаконченности смыслового высказывания своего текста, нуждаются в стимулирующей помощи логопеда.
Список литературы
- Жукова, Н. С. Логопедия. - М.: Просвещение 2020. 542с.
- Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 2014
- Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: 2010