Инновационный проект Мобильный технопарк «Кванториум»

Инновационный проект Мобильный технопарк «Кванториум»

В статье рассматривается проблема формирования и развития инженерно-технических, исследовательских и изобретательных компетенций обучающихся в системе дополнительного образования.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 01.02.2023

Поделиться

В ходе выступления на заседании попечительского совета образовательного фонда «Талант и успех» Российский лидер В.В.Путин  заявил, что в наше время Россия сталкивается с большим количеством ограничений, на фоне которых просто необходимо развивать различные формы поддержки талантливых детей.

Перед дополнительным образованием стоит важнейшая задача реализовать базовые знания учащегося, полученные в системе общего образования на практике с целью получения навыков, которые помогут им в реальной жизни. Впервые за долгое время в России защита детства согласно Указу Президента обретает стратегически важный статус для национальной политики [1]

Современные педагогические практики в работе с одаренными детьми являются важным аспектом системы дополнительного образования. Развитие талантов и успешное осуществление потенциала одаренных детей требует особых подходов и методов работы.

Целью этой статьи является изучение современных педагогических практик и их применение в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы Кабардино-Балкарской Республики

Как мы уже знаем, в период с 2019 года по 2024 год в России реализуется национальный проект «Образование». Его основными задачами являются повышение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в ТОП-10 стран мира по качеству общего образования. Ключевым направлением нацпроекта является – проект «Успех каждого ребенка», направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов детей и молодежи, где бы они ни жили – в мегаполисе или небольшом населенном пункте. И для достижения этой цели по всей стране созданы ряд проектов, одним из них, который успешно функционирует в Кабардино - Балкарской Республике, является Мобильный технопарк «Кванториум».

Мобильный технопарк создан в 2020 году на базе Центра дополнительного образования детей, ГБОУ «Детская академия творчества» Солнечный город» Министерства просвещения и науки  Кабардино-Балкарской Республики,

г. Нальчик.[ 2 ]

На сегодняшний день Мобильный технопарк «Кванториум» — это один из современнейших форматов обучения, который направлен на то, чтобы сделать доступным дополнительное образование для детей,  проживающих в сельской местности и малых городах.

Данный вид Кванториума представляет собой передвижной комплекс, оснащенный самым высокотехнологичным оборудованием, на котором можно заниматься в самых разных направлениях: от 3D-печати и промышленного дизайна до робототехники и проектирования беспилотных летательных аппаратов.

Образовательная деятельность на базе Мобильного технопарка осуществляется в общеобразовательных учреждениях, на основе сетевого взаимодействия, в тесной связи с предметной областью технология. Образовательная программа «Кванториума»  заключается в том, что три раза в год в период с сентября по май педагоги осуществляют двухнедельные образовательные сессии  в шести агломерациях Кабардино-Балкарской Республики. Для работы Мобильного технопарка определены следующие направления: «Виртуальная и дополненная реальность», «Геоинформационные технологии», «Аэротехнологии», «Промышленная робототехника», «Промышленный дизайн», «Хайтек».  Весь процесс контролируется руководителем и педагогами-наставниками.

Мобильные технопарки необходимы для демонстрации школьникам того, что даже в таком раннем возрасте они могут освоить современные технологии, используемые в промышленности, вызвать у них интерес и сформировать вектор их дальнейшего развития.

В сельских школах очень остро ощущается проблема с педагогическими кадрами. Нет возможности дать ученикам базовые знания и навыки в области технических новшеств и технологий. Задача Мобильного технопарка – привезти и показать современные технологии и тенденции, дать понять, что это возможно, даже если живешь в отдаленном городе или селе – достаточно иметь сотовый телефон, компьютер, интернет и можно уже создавать современные вещи – виртуальную реальность, программировать и так далее.

Мобильным технопарком реализуются следующие дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития РФ:

- «Основы робототехники и промышленного дизайна» - 5-6 классы;

- «Промышленная робототехника/Промышленный дизайн»; - 7-8 классы;

- «VR/IT. Введение в цифровые технологии» - 9-11 классы.

В первый год функционирования (2020-2021уч. год)  в Мобильном технопарке «Кванториум» прошли обучение 1100 человек.

Идя в ногу со временем и ощущая востребованность, в прошлом учебному году, помимо уже реализуемых программ была введена в образовательный процесс и успешно реализована новая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - Гео/Аэро. Аэрофотосъемка и картография.

В истекшем учебном году (2021-2022уч. год)   прошли обучение 1130 обучающихся. И мы можем уверенно говорить, что работа Мобильного технопарка набирает обороты, и количество обучающихся увеличивается.

Всего с 2020 года по 2022 год  в структурном подразделении Мобильный технопарк прошли обучение 2230 обучающихся.

По итогам  обучения всем обучившимся были выданы сертификаты, о том что, они успешно прошли обучение и освоили дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по направлениям деятельности Мобильного технопарка «Кванториум».

Основным форматом образовательной деятельности в Мобильном технопарке является проектная деятельность в группах детей. Групповая деятельность проводится в малых группах в зависимости от реализуемых образовательных проектов.

При наборе обучающихся в группы учитываются возрастные требования к реализуемым образовательным программам.

Результатом образовательной деятельности обучающегося является выполнение проектов, презентация результатов проекта, т.е. публичные выступления. Таким образом, дети учатся не только проектировать, работать с конструкторами, VR оборудованием, квадрокоптерами, но и вырабатывают правильную речь, используя техническую терминологию, набираются опыта публичных выступлений. Что очень важно для детей, проживающих в сельской местности.

Да, у нас есть современные технологии, мы учим детей работать с инновационным оборудованием, профессиональным навыкам hard skills. Но под этим всем и мы не можем это отрицать «завернуты» навыки 21-ого века soft skills: умение учиться, коммуникативные навыки. Показав ребенку горизонт возможностей, наша задача зажечь в нем интерес. Если понравилось,  понял за эти 6 недель, что хотел бы заниматься этим в будущем, ребенок может самостоятельно дома, используя различные ресурсы, развивать себя в таких направлениях как:

  1. Программирование: ученики получают возможность изучить основы программирования, работать с различными языками программирования, создавать свои программы и проекты.
  2. Робототехника: ученики изучают принципы работы роботов, создают свои роботы и проводят эксперименты с ними.
  3. Виртуальная реальность: ученики изучают возможности виртуальной реальности, создают свои виртуальные проекты и экскурсии.
  4. Интернет вещей: ученики изучают принципы работы Интернета вещей, создают свои устройства Интернета вещей и научитесь их управлять.

Все эти программы позволяют ученикам практиковаться в использовании современных технологий, развивать навыки и компетенции, которые потребуются им в дальнейшей жизни.

Подводя итог, мы считаем, что благодаря освоению и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, мы воспитываем успешных учеников, которые не только эффективно усваивают предлагаемый материал, но и развивают особенно важные в 21 веке навыки и компетенции.

Наша цель – дать возможность каждому ребенку достичь успеха, быть активными строителями своего будущего.

Таким образом, мобильные технопарки являются важным инструментом для развития интереса школьников к технологиям и их дальнейшего развития в этой области. Они помогают решить проблему недостаточной педагогической поддержки в сельских школах. Они дают ученикам возможность создавать современные проекты и получать новые знания и навыки, которые могут быть полезны в их дальнейшей жизни. Необходимость в образовательных программах, соответствующих технологическому развитию страны, возрастает, и мобильные технопарки могут сыграть важную роль в их реализации, а именно будут способствовать развитию технологической независимости нашей страны.

.

Список литературы

  1. Основные принципы создания и функционирования Детских парков Кванториум [Электронный ресурс] - URL:http://dop.edu.ru/upload/file_api/a4/80/a480d21e-1a29-4af6-b09f-a362e81c7186.pdf
  2. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства/ Указ Пре-зидента РФ от 29.05.2017 N 240// Собрание законодательства РФ, 05.06.2017, N 23, ст. 3309

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary