Феномен лидерства волновал ученых с давних времен, что отражается в научных трудах знаменитых философов и ораторов, таких как Ницше, Платон, Гегель и др. Однако отечественные ученые С.Е. Кузьмин, И.П. Волков и Ю.И. Емельянов выявили, что на становление лидера в коллективе влияют компетенции управленца, что, в свою очередь, организует эффективную деятельность сотрудников.
В настоящее время требования к образовательным организациям постоянно меняются. Вместе с этим, развивается и профессионализм руководителя, которому необходимо уметь подготовить коллектив к нововведениям, быть прагматичным, решительным, внимательным, чутким и уверенным в своих действиях. Данные качества позволяют нам говорить о понятии «резильентность».
Наиболее полно определяют понятие «резильентность» В.Л. Виноградов и О.В. Шатунова: «...знания, умения и личностные качества педагога, позволяющие противостоять кризисам, связанным с профессиональной деятельностью, и выходить из них, критически осмысливая создавшуюся ситуацию и конструктивно проектируя пути ее преодоления» [3, с. 12].
Исследователь Ф.И. Валиева понимает под резильентностью «способность к быстрой адаптации в непредсказуемых и трудных жизненных ситуациях», что подразумевает «продуктивное использование внутренней энергии человека в сложных жизненных обстоятельствах» [2, с. 5]. Однако резильентность может характеризовать не только директора образовательной организации. Данное понятие особенно точно применимо к педагогической деятельности, где учителю необходимо противостоять внешним факторам и быстро адаптироваться к новым условиям.
Педагогическая резильентность являет собой знания, умения и личностные качества педагога, позволяющие противостоять кризисам, связанными с профессиональной деятельностью и выходить из них, критически осмысливая создавшуюся ситуацию и конструктивно проектируя пути ее преодоления. Педагогическая резильентность включает в себя способность использовать кризисные ситуации как импульс для собственного развития в педагогической деятельности. Педагоги с формированной резильентностью уверенно чувствуют себя в профессиональной сфере и не впадают в ситуации бездействия.
Исследователь Е.А. Бароненко выделяет 3 компонента педагогической резильентности.
Таблица 1.
Компоненты педагогической резильентности
Когнитивный |
знания, которые помогают устанавливать контакты со всеми субъектами образовательного процесса, прогнозировать пути выхода из конфликта и обогащать профессиональный опыт педагогическим инструментарием |
Практико-деятельностный |
умение педагогического самоконтроля, умение анализа педагогических ситуаций, умение педагогического прогнозирования и умение устанавливать педагогический контакт |
Личностно-рефлексивный |
аналитичность, осознанность, активность, гибкость, перспективность, прогностичность и саморефлексия |
Однако не только профессиональная деятельность педагога сопряжена с кризисами и стрессовыми ситуациями. В образовательном процессе учащимся также приходится сталкиваться с трудными ситуациями. Кто как ни педагог научит молодое поколение правильно справляться с кризисами. Резильентные учителя способны создать благоприятную среду для самореализации и развития способностей обучающихся.
Поэтому в этом случае нам приходится говорить и о лидерстве педагога, которое помогает координировать учеников в процессе обучения, что сопровождается их интеллектуальным развитием и способствует совершенствованию уже имеющихся знаний, умений и навыков и формированию новых. Также, педагогическое лидерство имеет свои отличительные черты, соответствующие деятельности конкретной образовательной организации, ее целям и содержанию.
Итак, существует несколько подходов к понимаю педагогического лидерства.
Таблица 2.
Подходы к пониманию педагогического лидерства
Лидерство, отражающее высокую квалификацию и профессионализм педагога. |
Педагог осуществляет деятельность, руководствуясь своими собственными знаниями, умениями и навыками. Перед педагогом стоит задача: повысит эффективность образовательной деятельности путем реализации стратегии, направленной на совершенствование коммуникации в коллективе. |
Лидерство как управленческая позиция. |
В данном случае лидерство – это инструмент достижения поставленных целей. Лидером может быть как индивид, так и группа лидеров. Задачей состоит в разработке образовательной деятельности и структуры системы образования, что достигается благодаря знаниям, навыкам лидера. |
Педагогическое лидерство имеет свои специфические характеристики: непосредственный контакт между лидерами и иными участниками образовательной деятельности; многоролевой характер; ориентация на развитие лидерских качеств у последователей; формирование лидерства осуществляется на основе диагностирования лидерского потенциала; способность лидера к саморегуляции, самоконтролю, социальной активности и ориентации работы на групповое развитие и достижение целей образования.
В современных реалиях качество образования, которое получает индивид, особенно важно, и в этом выражается один из критериев улучшения образовательной деятельности [5, с. 7]. Основными моментами для определения качества образования являются уровень профессиональной подготовки педагога, направленность на комфортность обучения, материально-техническое обеспечение образовательной организации и пр. Резильентность также является составляющей качества образования и представляет собой проявление устойчивости при возникающих проблемах.
Педагог, в свою очередь, выступает базисом повышения качества образования, поэтому он должен уметь адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде, уметь «“отражать” негативные факторы, умение управлять эмоциями; понимание собственных сильных сторон и достоинств; опору на эмоциональную вовлеченность; находчивость; ощущение собственного потенциала/субъектности; способность взаимодействовать с другими; умение решать проблемы» [6, с. 10].
Также, педагогу важно быть эрудированным, требовательным, доступно объяснить материал, формировать у учащихся критическое мышление. Ведь именно учитель является идеалом для своих учеников. А наличие лидерских качеств будет формировать благоприятную среду для обучающихся и обеспечивать эффективность работы в коллективе. Поэтому резильентность образовательной организации формируется при условиях, когда педагог общается с учащимися, создает образовательную среду, в которой присутствует взаимоуважение.
Таким образом, в данной статье были представлены результаты анализа научно-исследовательской литературы по заявленной теме. Кроме того, даны определения таких понятий, как «резильентность» и «педагогическое лидерство». А также, выделены ключевые аспекты характеристики резильентного педагога, показана связь между педагогическим лидерством и фактором резильентности образовательной организации.
Список литературы
- Селиванова, О.А. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы / О.А. Селиванова // Мир науки. Педагогика и психология. : электронный журнал. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения: 19.12.2023)
- Валиева, Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения / Ф.И. Валиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. – 2016. – № 4. – С. 97-101
- Виноградов, В.Л. Феномен образовательной резильентности / В.Л. Виноградов, О.В. Шатунова // Вопросы педагогики. – 2020. – Т. 1, № 10. – С. 28-31
- Куркина, Н.Р. Управление образовательной организацией на основе мониторинговых исследований / Н.Р. Куркина, Л.В. Стародубцева, О.В. Петруненко // Вестник высшей школы. – 2022. – № 2. – С. 75-79
- Закирова, О.В. Резильентность как ведущая тенденция в системе профессиональной подготовки будущих учителей / О.В. Закирова, Е.Л. Пупышева // Проблемы современного педагогического образования.. – 2021. – Т. 2, № 73. – С. 71-74
- Муравьева, А.А. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности / А.А. Муравьева, О.А. Олейникова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 16-21