АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

127

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (205), Январь ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается феномен школьной неуспеваемости с позиций законодательства и исследовательских подходов. Анализируются различные дефиниции неуспеваемости, представленные в нормативно-правовых актах и научных трудах отечественных авторов. Особое внимание уделяется многофакторности данного явления, включающей как недостаточный уровень освоения учебной программы, так и проблемы поведенческого характера.

Проблема школьной неуспеваемости остается актуальной для современной системы образования. Несмотря на значительные усилия, направленные на повышение качества обучения, доля учащихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, остается высокой. Это обусловливает необходимость глубокого изучения данного феномена, выявления его причин и разработки эффективных стратегий преодоления. В данной статье представлен анализ различных подходов к определению школьной неуспеваемости, отраженных в законодательных актах и научных исследованиях.

Феномен школьной неуспеваемости не имеет четкой законодательной дефиниции в Российской Федерации. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" фокусируется на понятии уровня образования как совокупности установленных требований (ФЗ "Об образовании в РФ"). Можно провести параллель между академической неэффективностью учащегося и недостаточным уровнем его образовательной подготовки. Статья 58 того же закона определяет академическую задолженность как неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или более предметам без уважительных причин (ФЗ "Об образовании в РФ"). В разъяснениях Минобрнауки России (письмо от 15 сентября 2015 года) неуспеваемость упоминается в контексте академической задолженности: неликвидированная задолженность после исчерпания всех возможностей, предоставляемых образовательной организацией, может стать основанием для отчисления учащегося за систематическую неуспеваемость. Таким образом, законодательство связывает школьную неуспеваемость с наличием задолженностей по учебным предметам [4; 5].

Для более глубокого понимания данного явления необходимо обратиться к научным исследованиям. Н. В. Бычкова рассматривает академическую неэффективность как результат образовательного процесса, характеризующийся более низкими, чем ожидалось, показателями, проявляющимися в «комплексной итоговой неготовности учащихся за определенный учебный период и в наличии дефицитов общей культуры поведения» [1, с. 8]. Сильной стороной данного определения является интегративный подход, учитывающий как индивидуальные особенности учащегося, так и внешние факторы, влияющие на процесс обучения.

Ю. П. Вавилов связывает школьную успеваемость «с необходимой степенью усвоения предметных знаний, навыков и умений, предусмотренных учебной программой, и отличающихся полнотой, точностью, прочностью и осознанностью» [2, с. 20]. Академическая неэффективность, соответственно, представляет собой обратный этому феномен. Таким образом, автор рассматривает степень освоения учебной программы как ключевой критерий школьной неуспеваемости.

Расширяя данную перспективу, Н. Р. Клементьева включает в понятие школьной неуспеваемости не только низкий уровень знаний, не соответствующий нормативным требованиям, но и поведенческие проблемы. Это означает, что неуспевающий учащийся не только отстает в освоении знаний, умений и навыков, но и демонстрирует деструктивные поведенческие паттерны: прогулы, конфликты со сверстниками, уклонение от дополнительных занятий, отсутствие конструктивного взаимодействия с учителем, классным руководителем и администрацией школы [3].

Проведенный анализ законодательных актов и научных исследований демонстрирует многогранность феномена школьной неуспеваемости. Недостаточный уровень усвоения учебной программы – это лишь один из аспектов проблемы. Значимую роль играют также поведенческие факторы, личностные характеристики учащегося, специфика организации образовательного процесса и влияние социума. Эффективное решение проблемы школьной неуспеваемости требует комплексного подхода, учитывающего все перечисленные аспекты. Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка дифференцированных стратегий педагогической поддержки учащихся, испытывающих трудности в обучении, с учетом их индивидуальных особенностей и конкретных причин неуспеваемости.

Список литературы

  1. Бычкова, Н. В. Способы преодоления неуспеваемости учащихся подросткового возраста на занятиях в школьном центре консультирования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бычкова Наталья Владимировна. — Брянск, 2004. — 24 с.
  2. Вавилов, Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю. П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 19-24
  3. Клементьева, Н. Ф. Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Клементьева Наталья Рудольфовна. — Челябинск, 1999. — 172 с.
  4. Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 года № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71092274/
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/36698
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее