Политика Поддержки Конкуренции Как Ключевой Фактор Экономического Роста Региона В Современных Условиях

Политика Поддержки Конкуренции Как Ключевой Фактор Экономического Роста Региона В Современных Условиях

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Дата публикации 06.06.2021

Поделиться

В статье раскрывается роль поддержки конкуренции в рамках развития региона в современных условиях, особенности и значение регулирования конкуренции со стороны государства. Кроме того, выделены направления по повышению конкуренции среди экономических субъектов региона.

Конкуренция, как неотъемлемая часть рыночных отношений, направлена на усиление процессов развития общества путем постоянного совершенствования существующих механизмов управления. В аспекте региона конкуренция определяется влиянием устойчивых факторов: природных и климатических характеристик, местоположения, установленных структур производства, социальных условий и т. д.

Развитие конкурентной среды и повышение конкурентоспособности каждого региона призвано формироваться на основе экономических законов рыночных отношений.

В качестве актуальных проблем, тормозящих полноценное развитие конкуренции, возможно выделить слабую интеграцию нормативно-правовой базы с существующими условиями развития в отдельных регионах. Кроме того, низкая эффективность использования ресурсов, в совокупности с их неравномерным распределением, создают потребность в постоянном совершенствовании государственной политики по поддержке конкуренции. Одним из механизмов в рамках этого процесса выступает антимонопольная политика.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс мер, который направлен на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках. Деятельность антимонопольной политики также устремлена на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке [3, c. 40].

Антимонопольное законодательство устремлено на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала, и основания фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики.

Поэтому антимонопольная политика предусматривает широкое участие антимонопольных органов в формировании экономической политики, в том числе, на уровне региона. Антимонопольная политика может быть не только ограничена реализацией мер, направленных на подавление недобросовестной конкуренции, но также должна включать в себя ряд образовательных мероприятий для повышения осведомленности общественности в пользу развития рыночных сил [1, c. 67].

Помимо регулятивной функции, необходимо выделить создание программно-целевых документов на федеральном и региональном уровнях, которые призваны формировать ключевые направления по стимулированию конкуренции. В настоящее время подобными направлениями возможно считать:

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности – предусматриваются мероприятия, направленные на вывод из теневого сектора экономики самозанятых граждан, сохранение пониженных налоговых ставок для бизнеса, трансформацию бизнес-инкубаторов, внедрение институт бизнес-гида на территории области и пр.

2. Расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию – направление предусматривает многоканальную систему оказания финансовой и гарантийной поддержки.

3. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства – в рамках данного направления предусматривается создание единого центра развития малого и среднего предпринимательства, который объединит на своей площадке все институты развития, акцент будет сделан на поддержку экспортной деятельности субъектов бизнеса [2, с. 203].

4. Популяризация предпринимательства – это направление призвано решить такие задачи, как: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.

5. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации – направление предусматривает создание условий для повышение продуктивной занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию, повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, роста доходности крестьянских (фермерских) хозяйств, стимулирования прироста количества крестьянских (фермерских) хозяйств, а также оптимизацию реализуемых механизмов государственной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях содействия производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.

В рамках реализации данных направлений важно обеспечить интеграцию региональных властей, субъектом предпринимательства и банковского капитала, так как именно ресурсное обеспечение позволит создать необходимые условия для формирования конкуренции.

Субсидирование развитие отдельных отраслей со стороны региональных фондов должно быть направлено только на приоритетные для региона виды деятельности. Такими видами деятельности являются: производство, социально-бытовые услуги, транспортные услуги, общественное питание, услуги сервиса [4, с. 265].

При этом важно учитывать масштаб, специфику и уровень конкуренции на рынке выбранного вида деятельности. В частности, параметрами при принятии решения должны стать следующие факторы:

  • комплексная оценка уровня конкуренции не превышает средних показателей;
  • масштаб деятельности на начальном этапе соответствует финансовым возможностям субъекта деятельности;
  • существует возможность расширения данного вида деятельности с параллельным увеличением количества рабочих мест;
  • особенности выбранной деятельности соответствуют (или не зависят от них) условиям региона.

Очень важно обеспечить возможность кооперирования деятельности в рамках реализации проектов с другими органами власти, в том числе отраслевыми службами. Например, развитие экологического туризма может затронуть сразу несколько отраслевых направлений, при этом создав значительную платформу для роста вакантных мест и обслуживающих субъектов малого предпринимательства.

В качестве конкретных мероприятий, реализуемых в рамках деятельности региональных субъектов поддержки предпринимательства возможно рассмотреть целесообразность реализации следующих мер:

  • создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;
  • участие в создании системы социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;
  • содействие в организации специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;
  • распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов.

Для усиления контроля важно расширить спектр применяемых методов оценки за счет метода комплексной оценки субъектов бизнеса.

Таким образом, создание конкурентной среды в экономике региона, как фактора, стимулирующего ее развития, возможно только при взаимодействии всех элементов экономики в целом. Исключительно при таком общем подходе можно будет решить проблему создания конкурентной среды, которая позволит катализировать экономический рост.

Список литературы

  1. Головко, М.В. Конкурентоспособность региона как фактор обеспечения безопасности / М.В. Головко, В.В. Шевчук // StudNet. – № 5. – 2021.
  2. Мирошниченко, М.А. и др. Механизмы проектной и программной реализации стратегии социально-экономического развития региона / М.А. Мирошниченко и др. // Вестник Академии знаний. – № 6 (35). – 2019. – С. 200-206.
  3. Неживенко, Е.А. и др. Конкурентный потенциал региона: понятие и количественная оценка / Е.А. Неживенко и др. // Вестник Челябинского государственного университета. – №10 (444). – 2020. – С. 39-49.
  4. Хачев, М.М. и др. Структурно-функциональный анализ организационных условий сбалансированного развития региона / М.М. Хачев, и др. // Вестник Академии знаний. – № 3 (32). – 2019. – С. 264-268.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее