Транспортная доступность является важнейшим условием для обеспечения эффективного функционирования экономики и повышения качества жизни населения в любом регионе. Она определяет возможности для перемещения товаров и людей, доступа к рынкам труда, образованию, здравоохранению и другим социальным услугам. В условиях глобализации и растущей конкуренции между регионами транспортная доступность становится ключевым фактором, определяющим их инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Транспортная доступность может быть определена так: «свойство удалённости или же близости какого-либо экономико-географического объекта по отношению к транспортной магистрали и/или транспортному узлу» [1]. Иными словами, транспортная доступность подразумевает под собой возможность перемещения товаров и людей между различными точками в пространстве с учетом времени, стоимости и комфорта.
Транспортная доступность оказывает прямое влияние на различные аспекты регионального развития [2].
Несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению транспортной доступности, во многих регионах России сохраняются серьезные проблемы, которые сдерживают их развитие. Конкретней остановимся на проблемах транспортной доступности микрорайона Железнодорожный города Балашиха.
Микрорайон Железнодорожный, один из наиболее населенных районов городского округа Балашиха, продолжает сталкиваться с вызовами в сфере транспортной доступности. Низкая транспортная доступность микрорайона влияет на доступ к медицинским услугам, образованию, культурным мероприятиям и другим возможностям, которые улучшают качество жизни людей [5].
Как основные проблемы, транспортной доступности микрорайона Железнодорожный можно выделить:
Пробками на Носовихинском шоссе. Среднесуточный трафик на ключевых участках дороги достигает 80 000 - 85 000 автомобилей, что на 5-10% выше показателей 2023 года. В часы пик (7:00-10:00 и 17:00-20:00) средняя скорость движения снижается до 12-18 км/ч. Длина пробок на подъездах к Железнодорожному в часы пик составляет от 3 до 5 километров, по данным «Яндекс.Пробки». Рост трафика на Носовихинском шоссе указывает на необходимость более эффективных мер по организации движения и развития альтернативных маршрутов. На данный момент альтернативным маршрутом можно назвать съезд на СВХ, где в часы пик так же образуются многокилометровые пробки [4].
Высокий пассажиропоток на станции «Железнодорожная» составляет около 70 000 - 75 000 человек, что на 3-5% выше, чем в 2023 году. Запуск МЦД-4 несколько улучшил ситуацию, но загруженность поездов в часы пик по-прежнему превышает 130-140%, по данным ЦППК. Интервалы движения поездов в часы пик составляют в среднем 6-8 минут, однако задержки и сбои в расписании все еще случаются. Высокая загруженность железнодорожного транспорта подчеркивает необходимость увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры.
Недостаточное количество автобусных маршрутов. В Железнодорожном функционируют более 25 автобусных маршрутов. Только 5 из них проложены вне микрорайона, до города Балашиха и метро «Новокосино». Средний интервал движения в межпиковое время составляет 20-25 минут. По данным "Мострансавто", средняя наполняемость автобусов в часы пик составляет 85-95%. Недостаточная эффективность автобусного сообщения требует оптимизации маршрутной сети, увеличения количества автобусов и улучшения соблюдения расписания.
Данные проблемы серьезно влияют на развитие как микрорайона Железнодорожный, так и города Балашиха. На данный момент уже реализуются проекты по улучшению транспортной доступности, которые должны значительно улучшить ситуацию.
Планируется завершение работ по расширению трассы и строительству новых. Пропускная способность после ввода в эксплуатацию увеличится с 30-42 тысяч машин в час до 64-70 тысяч. Над проектом будут работать до второго квартала 2026 года, а завершение строительства планируется в первом квартале 2029 года.
Ввод в эксплуатацию новых станций, увеличение количества поездов и обновление подвижного состава на линии МЦД-4 (постепенная реализация в течение 2024-2026 годов).
Планируется обновление автобусного парка и увеличение количества автобусов на наиболее востребованных маршрутах (планируется к реализации в 2024-2025 году) [3].
Транспортная доступность Железнодорожного остается серьезной проблемой, требующей немедленного и комплексного решения. Цифры подтверждают необходимость дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, оптимизации работы общественного транспорта и внедрения мер по регулированию парковки. Успешная реализация запланированных проектов позволит значительно улучшить ситуацию и улучшить качество жизни людей.
Список литературы
- Устойчивые городские транспортные системы: изменение парадигмы планирования и развития городского транспорта: учебник. - Москва: Агентство РАДАР, 2023. - 402 с.
- Баринова, В. А., Земцов, С. П., Царева, Ю. В. (2020). Влияние транспортной инфраструктуры на экономическое развитие регионов России, 105(1), 74-98
- Генеральный план городского округа Балашиха. Актуальная версия (2024). (https://www.balashiha.ru)
- Отчеты о транспортной ситуации в городском округе Балашиха (2024). (https://www.balashiha.ru)
- Дирекции московского транспортного узла: отчет о результатах мониторинга индикаторов Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области по период до 2035 года
- Официальный сайт ЦППК (https://central-ppk.ru)